Справедливо ли место России в рейтинге Doing Business 2013?
В ноябре 2012 года Всемирный банк опубликовал десятый доклад Doing Business 2013 — исследование, оценивающее по 10 критериям простоту осуществления предпринимательской деятельности в 185 странах.
Это исследование неизменно вызывает интерес как со стороны потенциальных инвесторов, так и со стороны правительств большинства государств—участников рейтинга.
Действительно, доклады Всемирного банка, основанные на анализе бизнес-климата в той или иной стране, не только формируют рейтинг стран мира, но и указывают на проблемы, которые препятствуют развитию предпринимательства, определяют их причины и содержат рекомендации о проведении необходимых реформ.
По сути, Всемирный банк, используя разработанную им методологию, ежегодно оценивает успешность проводимой экономической политики каждого государства и его инвестиционную привлекательность. По последнему докладу Российская Федерация улучшила свои позиции (112-е место) по сравнению с предыдущим рейтингом (120-е место).
При этом по критерию Starting a Business («Начиная бизнес») в 2012 году Россия заняла 101-е место, поднявшись по сравнению с 2011 годом на 4 позиции. Этот критерий оценивает простоту и легкость процедуры регистрации компаний на основании анализа нормативных правовых актов с учетом мнения экспертов-правоприменителей (юристов, чиновников, бухгалтеров).
При оценке учитываются количество процедур, необходимых для создания компании; сроки регистрации компании; требования к минимальному размеру уставного капитала. Справедлива ли позиция России — между Сан-Томе и Принсипи (островным государством в Центральной Африке) и Республикой Сенегал (государством в Западной Африке) — в рейтинге Всемирного банка?
Действительно ли сложно зарегистрировать компанию в России? Какие меры необходимо предпринять в части упрощения процедуры регистрации юридических лиц, чтобы улучшить позиции нашей страны в данном рейтинге до 50-й в 2015 году и до 20-й — в 2018 году?
Проведем сравнительный анализ процедур регистрации компаний в России и странах СНГ (рейтинг которых по данному критерию выше, чем у России), а также в Сингапуре — неизменном лидере рейтинга.
Россия (101-е место)
Срок регистрации — 18 дней, количество процедур — 8 (свидетельствование подлинности подписи заявителя нотариусом на заявлении о регистрации — 1 день, внесение на счет в банке не менее 50 % уставного капитала компании — 1 день, оплата госпошлины — 1 день, регистрация в регистрирующем органе и получение ИНН — 7 дней, свидетельствование нотариусом подлинности подписи на банковской карточке для открытия счета в банке — 1 день, изготовление печати — 1 день, открытие счета в банке — 5 дней, информирование налогового органа об открытии счета в банке — 1 день). Установлены требования к минимальному размеру уставного капитала. По данным Всемирного банка, отсутствуют сведения о проведенных реформах с 2007 по 2012 год.
Армения (11-е место)
Срок регистрации — 8 дней, количество процедур — 3 (регистрация компании по принципу одного окна: резервирование фирменного наименования, регистрация компании и постановка на учет в налоговом органе — 7 дней, оплата госпошлины — 1 день, изготовление печати — 2 дня. Отсутствуют требования к минимальному размеру уставного капитала. По данным Всемирного банка, проведены следующие реформы: в 2009 году устранены требования к минимальному размеру уставного капитала, отменено получение согласия из Полицейского департамента на изготовление печати, формы заявлений о регистрации размещены в Интернете; в 2011 году реализован принцип одного окна.
Киргизия (15-е место)
Срок регистрации — 10 дней, количество процедур — 2 (регистрация компании по принципу одного окна с одновременной постановкой на учет в фонде социального страхования, органах статистики, налоговом органе — 7 дней, получение разрешения на печать компании и изготовление печати — 3 дня). Отсутствуют требования к минимальному размеру уставного капитала. По данным Всемирного банка, проведены следующие реформы: в 2008 году принят закон о государственной регистрации юридических лиц; в 2009 году внедрено электронное взаимодействие между государственными органами для реализации принципа одного окна; в 2011 году устранено требование о нотариальном свидетельствовании подлинности подписи учредителей на заявлении о регистрации компании.
Подробности – в №2/2013 журнала «Налоговая политика и практика»