Изменение срока уплаты налога, сбора, а также пени и штрафа предусмотрено главой 9 НК РФ
Физическим лицам, претендующим на изменение срока уплаты федеральных налогов, пени и штрафов необходимо направить заявление в уполномоченный орган.
Отсрочка (рассрочка) по уплате налога может быть предоставлена физическому лицу, на срок, не превышающий один год и на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание.
Пунктом 1 статьи 63 Кодекса определены органы, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, такими органами являются:
1) по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами – налоговые органы по месту жительства этих лиц.
2) по региональным и местным налогам – Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации.
Рекомендуемая форма заявления приведена в приложении № 1 к Порядку изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденным приказом ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469, где указывается форма изменения срока уплаты налога, сбора, наименование налога, сбора, сумма, срок, основание, предусмотренное соответствующим подпунктом пункта 2 статьи 64 Кодекса, а также в соответствии с п. 5.2 статьи 64 Кодекса принимается обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности.
Отсрочка (рассрочка) по уплате налога может быть предоставлена физическим лицам, финансовое положение которых не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка), при наличии хотя бы одного из следующих оснований (пункт 2 статья 64 Кодекса):
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога.
Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки (рассрочка) по уплате налога.
1) справка налогового органа по месту учета о состоянии расчетов
по налогам, сборам, пеням и штрафам;
2) справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банке;
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
5) перечень контрагентов – дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами – дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение
о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый график погашения задолженности;
7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 статьи 64 Кодекса.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 64 Кодекса физическому лицу необходимо представлять следующую информацию:
— к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 статьи 64, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
— к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 статьи 64, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).
В соответствии со статьей 74 Кодекса, в случае изменения срока исполнения обязанности по уплате налогов, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. В этой связи, по требованию уполномоченного органа, заинтересованное лицо обязано предоставить поручительство.
Согласно пункту 5.3. статьи 64 Кодекса по требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительства.
//ФНС России