Для регионов появятся новые категории налоговых льгот
Для эффективного распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации в России законодательно закрепят понятия налоговых льгот и расходов, а также их новые типы.
Соответствующий проект постановления Правительства, утверждающий методику оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Федерации и муниципальных образований, опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов.
Документ определяет общие требования к порядку и критериям оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также особенности учёта оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Федерации.
В частности, налоговые льготы предлагается понимать как установленные законами субъектов Федерации и актами представительных органов муниципальных образований в соответствии со статьёй 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогам и сборам.
Под налоговыми расходами предлагается понимать налоговые льготы, а также не относимые к льготам пониженные ставки соответствующих налогов для отдельных категорий налогоплательщиков, установленные региональными законами и актами представительных органов муниципальных образований в качестве мер поддержки в соответствии с целями госпрограмм.
Как следует из проекта постановления, налоговые льготы (расходы) разделяются на три типа в зависимости от целевой категории — социальная, финансовая, стимулирующая.
К социальным льготам относятся льготы для отдельных социально незащищённых групп населения, социально ориентированных НКО, поддерживающие население, а также других категорий налогоплательщиков, в случае если целью льгот не является стимулирование экономической активности и увеличение налоговых поступлений в местный бюджет.
К финансовым расходам предлагается отнести налоговые льготы, установленные для уменьшения расходов налогоплательщиков, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт бюджетов всех уровней.
Наконец, стимулирующие льготы подразумевают налоговые льготы в целях стимулирования экономической активности для увеличения налоговых поступлений в региональный бюджет.
Оценку эффективности налоговых расходов осуществляет уполномоченный региональный орган власти на основании общих требований к порядку и критериям оценки эффективности расходов.
Оценка эффективности проводится в два этапа: сначала для оценки целесообразности налоговых льгот, а затем — оценки их результативности.
Обязательными критериями целесообразности осуществления налоговых льгот (расходов) являются их соответствие целям и задачам государственных и муниципальных программ или иным целям социально-экономической политики публично-правового образования, низкие издержки администрирования на уровне не более 10% от объёма льгот, их востребованность, а также отсутствие отрицательных внешних эффектов.
Оценка результативности производится на основании влияния налоговой льготы (налогового расхода) на итоги реализации соответствующей государственной (муниципальной) программы либо достижение целей госполитики, не отнесённых к существующим государственным (муниципальным) программам, и включает оценку бюджетной эффективности льготы или расхода.
Проект постановления предусматривает формирование Сводного реестра налоговых льгот (расходов) субъектов Федерации в региональном разрезе, который будет размещаться на официальном сайте Министерства финансов.
Реализация постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации не потребует дополнительных расходов бюджетов всех уровней и не противоречит Налоговому кодексу России, положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям других международных договоров страны, отмечается в пояснительной записке.