Создание резервов при формировании учетной политики
Зачастую при формировании учетной политики организации заранее предусматривают отсутствие всех резервов: на ремонт основных средств, на оплату отпусков, по сомнительным долгам, под снижение стоимости материальных ценностей.
Однако только отсутствие резерва на ремонт основных средств следует признать правомерным.
Напомним, что возможность создания резерва на ремонт основных средств с целью равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода предусматривалась в п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Но данная нома утратила силу с 01.01.2011 (приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н). Теперь затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.
Поэтому нет необходимости указывать в учетной политике на то, что резерв на ремонт основных средств не создается.
Отсутствие резерва на оплату отпусков можно признать правомерным лишь в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н).
Все остальные организации должны создавать такой резерв (пункты 4, 5 ПБУ 8/2010). Цель — показать пользователям бухгалтерской отчетности, что у организации есть обязательства перед работниками по оплате отпусков. При этом организации необходимо разработать и утвердить не только порядок формирования резерва, но и документ, которым оформляется соответствующий расчет.
Отсутствие в учетной политике утвержденного порядка формирования резерва по сомнительным долгам может свидетельствовать о том, что организация не работает с дебиторской задолженностью, ведь требование о создании такого резерва — императивная норма (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).
Помимо порядка создания резерва по сомнительным долгам, организация должна утвердить документ, которым оформляется создание резерва или обосновывается его отсутствие.
Следует отметить, что расчет резерва по сомнительным долгам не является обязанностью бухгалтера, это должны делать сотрудники, работающие с контрагентами (менеджеры, юристы и т. п.), так как только они могут правильно оценить необходимость создания резерва. Задача бухгалтера — предоставить информацию о платежах и в случае необходимости отразить резерв в учете (на основании соответствующих документов).
Конечно, порядок формирования резерва по сомнительным долгам должен быть реальным.
Так, в учетной политике одной организации содержался практически нереальный способ создания резерва по сомнительным долгам: на основании финансовых коэффициентов (ликвидности, платежеспособности и т. п.), для расчета которых требовалось как минимум иметь бухгалтерскую отчетность контрагента. При этом в учетной политике не были названы причины, по которым отчетность должна быть запрошена у определенных контрагентов; лица, ответственные за направление запросов и получение отчетности; частота запроса бухгалтерской отчетности.
Создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей также является императивной нормой [4, п. 25], поэтому все организации обязаны его формировать. Отсутствие резерва, как и его размер, следует обосновать.
Соответственно, организации нужно прописать порядок формирования резерва. Создание такого резерва не является прерогативой бухгалтера, к этому процессу должны быть привлечены специалисты (технологи, строители).
О.Е. Черевадская