Обращение с жалобой в вышестоящий орган при регистрации юридических лиц и ИП
За шесть лет процедура обязательного урегулирования налоговых споров до суда доказала свою эффективность и целесообразность более активного ее применения также при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Если заявитель при государственной регистрации действительно хочет найти выход из спорной ситуации и получить результат, он прежде всего должен обратиться в вышестоящий регистрирующий орган.
Проблема в том, что у многих заявителей возникает сомнение в эффективности обращения с жалобой в вышестоящий регистрирующий орган: можно ли рассчитывать на его беспристрастность при пересмотре уже вынесенного решения?
Во-первых, жалобы рассматривает вышестоящий орган, а не то должностное лицо, действия (бездействие) или решения которого обжалуются. Во-вторых, предприняты все возможные организационные меры для того, чтобы при рассмотрении жалоб должностные лица смогли сформировать независимую позицию по рассматриваемому спору в строгом соответствии с законодательством и с учетом сложившейся судебной практики.
Основные преимущества обращения с жалобой в вышестоящий регистрирующий орган:
— сохранение деловой репутации. То есть, персонализированные решения по жалобе не будут общедоступными и не найдут отражения в базе данных судебной системы. Соответственно заявитель может не опасаться, что его потенциальные контрагенты узнают о конфликте с налоговыми органами на стадии создания юридического лица либо при внесении каких-либо сведений в ЕГРЮЛ;
— экономия на уплате государственной пошлины и оплате услуг юристов. Для обжалования нужно только написать заявление, присутствие заявителя при рассмотрении жалобы необязательно;
— экономия времени, которое может понадобиться для решения более насущных задач, чем судебное рассмотрение спора с соблюдением всех требований Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Даже если заявитель «не найдет правды» в вышестоящем органе, досудебная процедура позволит укрепить его позицию дополнительными аргументами и учесть позицию вышестоящего налогового органа при формировании доводов для суда.
Кроме того, любой заявитель может быть уверен, что, если рассмотрение его жалобы вскроет системную ошибку, она будет достаточно быстро устранена, и это позволит исключить дальнейшие конфликты в аналогичных ситуациях.
Подробности — в статье начальника Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России В.Г. Колесникова и заместителя начальника управления К.Н. Чекмышева, журнал «Налоговая политика и практика», № 3/2014.