Вознаграждения (премии) при поставке продовольственных товаров

Вознаграждения (премии) при поставке продовольственных товаровНа рынке поставок продовольственных товаров покупателям довольно часто предоставляются вознаграждения (премии) и бонусы. При этом поставщикам необходимо учитывать ограничения, установленные Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Ограничения по предоставлению вознаграждений (премий)
Цена договора поставки продовольственных товаров определяется соглашением сторон — покупателя и поставщика — с учетом положений частей 4 и 5 ст. 8 Закона о торговле [1, ч. 3 ст. 9]. Соглашением может быть предусмотрено включение в цену договора поставки вознаграждения, выплачиваемого покупателю в связи с приобретением у поставщика определенного количества продовольственных товаров.
Размер указанного вознаграждения после согласования сторонами включается в цену договора и при определении цены продовольственных товаров не учитывается. Размер вознаграждения не может превышать 10 % цены приобретаемых товаров [1, ч. 4 ст. 9]. Закон о торговле запрещает включать в цену договора поставки продовольственных товаров иные виды вознаграждений за исполнение покупателем условий договора. Не допускается выплата вознаграждения в связи с приобретением отдельных видов социально значимых продовольственных товаров по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ [1, части 5, 6 ст. 9; 2].
Таким образом, из ч. 4 ст. 9 Закона о торговле следует, что:
• поставщик может выплачивать вознаграждение покупателю за приобретение определенного количества товаров; ?
• размер (процент) вознаграждения не может превышать 10 % цены товаров, приобретенных покупателем.
Приобретение покупателем определенного количества товаров
Определенное количество товаров, за приобретение которого покупателю выплачивается вознаграждение, должно быть прописано в договоре поставки продовольственных товаров.
Например: «При приобретении Покупателем товаров в количестве, превышающем 1000 ед., Продавец выплачивает Покупателю премию в размере 10 % стоимости закупленных товаров». На практике встречаются договоры, в которых условия премирования установлены не в количественном, а в стоимостном выражении: «При приобретении Покупателем товаров на сумму, превышающую 1 000 000 руб., Продавец выплачивает Покупателю премию в размере 10 % стоимости закупленных товаров».
И здесь возникают вопросы: соответствуют ли условия о премировании в стоимостном выражении требованиям ч. 4 ст. 9 Закона о торговле? Будет ли такое вознаграждение квалифицироваться как премия, выплачиваемая в связи с приобретением определенного количества товаров?
Официальных разъяснений ФАС России — органа, контролирующего соблюдение Закона о торговле, — по этим вопросам нет. Узнать позицию антимонопольного органа, а также судов позволяет арбитражная практика.
Так, например, вознаграждения за исполнение торговой сетью условий договоров, не связанных с приобретением у поставщика определенного количества продовольственных товаров, были признаны антимонопольным органом нарушением Закона о торговле. Однако суд указал, что вознаграждения за достижение конкретного объема поставки продовольственных товаров, в том числе в стоимостном выражении, cоответствуют требованиям ч. 4 ст. 9 Закона о торговле.
Договоры, в которых условие о достижении конкретных объемов поставки отсутствует, а вознаграждение установлено в процентном отношении от объема товарооборота (стоимости поставленного товара), также не свидетельствуют об установлении иных видов вознаграждений. Ведь указанная норма не обязывает стороны включать в договор поставки конкретную сумму стоимости товара, при достижении которой осуществляется выплата спорного вознаграждения (постановление ФАС Уральского округа от 02.07.2012 № Ф09-4557/12 (определением ВАС РФ от 19.10.2012 № 13396/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).
Подробности – в № 6/2013 журнала «Налоговая политика и практика»