Расходы на покупку, замену и утилизацию шин
При покупке нового автомобиля стоимость шин, установленных на ходовых и запасных колесах, как правило, входит в базовую комплектацию. В прилагаемых технических документах они выделены в качестве отдельных опций перечня комплектации, но без указания стоимости.
В первичных документах и договоре купли-продажи, выдаваемых организации-покупателю, указывается общая цена автомобиля. Поскольку в учете стоимость шин на ходовых и запасных колесах выделить из общей цены автомобиля невозможно, она включается в первоначальную стоимость автомобиля.
Автомобильные шины относятся к наиболее изнашиваемым комплектующим транспортных средств. Замена шин неизбежна как при их износе или повреждении, так и при смене сезонов. То есть необходимость покупать шины отдельно от автомобиля уже в процессе его эксплуатации возникает периодически.
Стоимость нового комплекта автомобильных шин, используемого для замены изношенных
шин или при сезонной замене, а также дисков для них учитывается в составе материальных
расходов [1, подп. 2 п. 1 ст. 254] или расходов на содержание служебного транспорта [1, подп. 11 п. 1 ст. 264]. Стоимость шин и дисков учитывается в составе косвенных расходов на дату передачи их в эксплуатацию [1, пункты 1, 2 ст. 272, п. 2 ст. 318].
В НК РФ нет требования о подсчете пробега автомобильных шин для обоснования расходов
по их замене при износе [1, ст. 254, подп. 11 п. 1 ст. 264]. В то же время следует помнить, что в налоговом учете признаются только обоснованные и документально подтвержденные расходы [1, п. 1 ст. 252]. Поэтому во избежание споров с налоговыми органами организации нужно разработать нормы эксплуатации автомобильных шин. При этом можно взять за основу Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02) (утв. Минтрансом России 04.04.2002) либо установить собственные нормы, руководствуясь здравым смыслом и принципом экономической оправданности затрат.
Операции, связанные с приобретением, использованием и заменой шин, должны быть документально подтверждены.
Подтверждающими документами могут быть:
— порядок учета автомобильных шин, являющийся одним из приложений к учетной политике организации. В него в качестве приложений входят разработанные нормы пробега и акт о выбытии (утилизации) шин, составленный сотрудниками организации (например, водителем, руководителем хозяйственной службы). Форму акта следует разработать с учетом требований ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
— карточка учета работы автомобильной шины, в которой отражен пробег. Ее форму организация может разработать самостоятельно, взяв за основу форму, приведенную в приложении 12 к Правилам эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04 (утв. распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9-р1).
При замене сезонных шин уменьшать материальные расходы на стоимость шин, поступаю-
щих на склад, не следует. Ведь они не относятся к возвратным отходам или остаткам материально-производственных запасов, не использованным в производстве на конец месяца [1, пункты 5 и 6 ст. 254].
Орлова Е.В. (№4/2015)