Профильный Комитет СФ поддержал концепцию бюджета на 2014 год и на период 2015 и 2016 годов
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на своем заседании одобрил концепцию проекта федерального бюджета на 2014 год и на период 2015 и 2016 год.
Первый заместитель председателя Комитета Владимир Петров напомнил, что 8 октября в Совете Федерации состоялись парламентские слушания с участием руководителей федеральных министерств и ведомств, на которых был представлен проект бюджета.
«Проект бюджета является наиболее интересным за последнее десятилетие. Однако проект бюджета жестче, чем даже в 2008–2009 годах», – сказал Владимир Петров. Тем не менее, бюджет предусматривает финансирование в полном объеме расходов, направленных на реализацию указов Президента от 7 мая 2012 года. Важно, что в бюджете сохраняется наибольший удельный вес расходов на финансировании социальной политики и национальной обороны, подчеркнул он.
В бюджете нашло отражение понимания того, что такие стимулы экономики, как экспорт и рост потребительского потребления, исчерпали себя. «Ключевым источником роста должны стать инвестиции, но необходимо понять, за счет каких проектов он будет задействован», – отметил Владимир Петров.
По мнению Комитета СФ, прогноз доходов федерального бюджета на 2014–2016 годы вызывает сомнение в связи с наметившейся тенденцией спада в российской экономике. Сенаторы считают необходимым предложить Правительству разработать и утвердить методики расчетов прогноза доходов, и «эти методики инсталлировать в бюджет».
Владимир Петров в качестве важной особенности бюджета указал на использование средств Фонда национального благосостояния на реализацию крупных инфраструктурных проектов внутри страны. «Совету Федерации нужно подключиться к формированию соответствующего механизма распределения средств, посмотреть, что предполагается сделать, и провести в 2014 году специальные парламентские слушания на эту тему».
Большое внимание парламентарий уделил финансированию регионов и межбюджетным отношениям. Проектом бюджета предусмотрено увеличение доходов субъектов Федерации, однако вызывает беспокойство ситуация с долгами регионов: более чем у трети из них государственный долг превысил 50 процентов объема доходов их бюджетов без учета безвозмездных поступлений. Комитет Совета Федерации считает преждевременным сокращение в 2015–2016 годах поддержки регионов, осуществляемой из федерального бюджета в виде бюджетных кредитов.
В 2014–2015 годах объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов будет расти на пять процентов ежегодно, 72 субъекта Федерации будут получателями дотаций, в методику расчета которых необходимо внести изменения. Кроме того, распределение субсидий должно быть на основании федерального закона, а не нормативных актов Правительства.
Комитет считает необходимым оказание дополнительной финансовой помощи регионам, но оно должно сочетаться с развитием их экономики за счет собственных средств.
Владимир Петров предложил организовать до второго чтения проекта бюджета встречу представителей Совета Федерации и Правительства с тем, чтобы обсудить поправки, которые целесообразно внести в проект закон. В настоящее время Совет Федерации готовит соответствующие предложения.