Плата за прощание с гарантирующим поставщиком
Принимая решение поменять гарантирующего поставщика электроэнергии в течение года, потребитель должен учитывать, что на прощание ему придется заплатить компенсацию. Неопределенность правовой природы подобного платежа порождает вопросы о порядке его налогообложения у обеих сторон.
О правовой природе компенсационной выплаты
В договоре энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии (мощности) стороны должны закрепить среди прочего и условия своего расставания. Согласно пунктам 49, 50 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее — Основные положения) в этом случае потребитель должен уплатить гарантирующему поставщику долг за уже поставленную электроэнергию.
А если дата расторжения договора не совпадает с началом периода регулирования, то еще и некую сумму компенсации. Причем компенсацию придется заплатить, даже если потребитель откажется от исполнения договора не полностью, а частично, решив докупать необходимые объемы электроэнергии у другого поставщика.
Сумма компенсации рассчитывается как произведение сбытовой надбавки и объемов потребления электроэнергии за аналогичный период предыдущего года [1, п. 85].
Если уменьшается объем покупки по договору, то сумма компенсации определяется исходя из уменьшенного объема. То есть потребитель должен компенсировать гарантирующему поставщику сумму сбытовой надбавки, приходящуюся на годовой объем потребляемой электроэнергии, независимо от того, весь объем он приобретает у этого гарантирующего поставщика или нет.
Принципы расчета сбытовых надбавок изложены в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее — Основы ценообразования).
Сбытовая надбавка включает экономически обоснованные расходы, связанные с обеспечением предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика [2, п. 65].
Определение состава расходов, включаемых в сбытовую надбавку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета [2, п. 16].
Понятие экономически обоснованных расходов дается в главе 25 НК РФ. Следовательно, сумма компенсации, выплачиваемая гарантирующему поставщику в связи с расторжением договора или уменьшением объема покупки, должна покрывать его расходы, удовлетворяющие требованиям ст. 252 НК РФ.
Помимо расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (как связанных с производством и реализацией продукции (услуг), так и внереализационных), сбытовая надбавка включает расходы, не учитываемые для целей налогообложения и относимые на прибыль после налогообложения [2, п. 17].
Иными словами, компенсация — это возмещение так называемых выпадающих доходов гарантирующего поставщика, т. е. доходов, которые тот получил бы, если бы потребитель не уменьшил объемы покупки электроэнергии.
Поэтому с гражданско-правовой точки зрения компенсация гарантирующему поставщику в связи с расторжением или изменением условий договора может быть квалифицирована либо как убытки, либо как неустойка.
Следовательно, логичнее признать компенсацию за расторжение или изменение условий договора неустойкой, поскольку ее размер, в отличие от убытка, может быть определен и зафиксирован заранее и не зависит от размера причиненного ущерба.
Однако квалификация рассматриваемой компенсации в качестве возмещения убытков или неустойки существенно не влияет на порядок ее налогообложения.
Подробности – в №3/2013 журнала «Налоговая политика и практика»