Перспективы повышения МРОТ обсуждены на «круглом столе» 17 июня
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов провел «круглый стол» на тему: «О предложениях Минтруда России по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а также о необходимых для этого изменениях в законодательство Российской Федерации».
В обсуждении приняли участие депутаты, представители министерств и ведомств, региональных органов исполнительной и законодательной власти, представители работодателей и профсоюзов.
Открывая дискуссию, председатель Комитета Ольга Баталина заметила, что повышение МРОТ — решение, которое в значительной степени отразится на бюджетной политике, рынке труда и системе регулировании трудовых отношений в регионах.
По ее словам, нынешняя ситуация на рынке труда беспрецедентна. «Уходит послевоенное поколение, а на смену ему приходит поколение 90-х, численность которого гораздо ниже, — констатировала О.Баталина. — В ближайшие годы нам предстоит ответить на вопрос: как в условиях старения населения удержать производительность труда и в то же время не ослабить вложения в человеческий капитал, сохранить действующую систему социальных гарантий».
Министр труда и социальной защиты Любовь Ельцова сообщила, что 50% работников в России получают зарплату ниже средней. Кроме того, наблюдается высокая дифференциация заработка. На 10% высокооплачиваемых работников приходится 33% общего фонда оплаты труда. Существенно различается уровень оплаты по отраслям. В сфере финансовой деятельности он составляет 200% средней зарплаты, в области добычи полезных ископаемых — превышает 180%, в то время как в здравоохранении — 83%, а в сельском хозяйстве — только 54%.
Ключевой проблемой, по словам Л.Ельцовой, является низкий минимальный размер оплаты труда. Доля работников с зарплатой ниже прожиточного минимума в 2015 году превысит 5,5 млн человек. Зарплату на уровне МРОТ получают около 1 млн человек, из них 800 тысяч — бюджетники.
МРОТ в настоящее время составляет 5965 рублей, или около 18% средней зарплаты. В международной практике этот показатель колеблется от 25 до 50 процентов. Применительно к прожиточному минимуму МРОТ составляет около 59%.
В законопроекте, который готовит Минтруд, предлагается с 1 января 2016 года повысить МРОТ до 7198 рублей, что составит 64% прожиточного минимума. Далее, начиная с 2017 года, МРОТ предполагается устанавливать в соотношении к величине регионального прожиточного минимума, то есть в каждом регионе будет свой МРОТ. К 2020 году соотношение МРОТ к прожиточному минимуму планируется довести до 100%. По расчетам Минтруда, реализация закона в государственных и муниципальных учреждениях в 2016 году потребует 18,5 млрд рублей. Дополнительные расходы реального сектора экономики составят 3,7 млрд рублей.
Минтруд предлагает также не использовать больше МРОТ в качестве базовой единицы для расчета каких-либо пособий в системе социального страхования.
Само понятие МРОТ предлагается определить как месячную заработную плату, включая выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам, установленным за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
В поддержку предложений Минтруда высказался Министр труда и социального развития Мурманской области Сергей Мякишев, а заместитель министра экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края Димитрий Маслодудов предложил дифференцировать МРОТ еще и внутри региона в зависимости от климатических условий и условий труда. «Красноярский край имеет большую протяженность с севера на юг, как следствие — большие различия по потребительским ценам, впрямую влияющие на размер величины прожиточного минимума», — аргументировал он.
Руководитель юридического направления Центра социально-трудовых прав Сергей Саурин назвал абсолютно неприемлемым предложение о включении в состав МРОТ компенсационных выплат по районным коэффициентам.
Директор по социальным исследованиям Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Лилия Овчарова указала на риски высвобождения работников в связи с повышением минимальной зарплаты, если будет изменен подход к межбюджетным трансфертам с федерального уровня на региональный. «Многие региональные бюджеты находятся в состоянии, которое мы образно называем дефолтным, и если межбюджетные трансферты не увеличатся, регионам ничего не останется, как увольнять работников», — пояснила она.
Представитель Российского союза промышленников и предпринимателей Марина Москвина поддержала идею регионализации МРОТ и включения в него региональных коэффициентов. В то же время повышение МРОТ с 1 января 2016 года сразу на 21%, до 7198 рублей требует дополнительного обоснования. «В нынешней экономической ситуации далеко не все предприятия смогут обеспечить выполнение этого норматива», — сказала она. Многие компании вынуждены будут пересмотреть свои инвестиционные планы, отказаться от программ модернизации оборудования, сократить численность работников и скорректировать тарифные сетки с сторону ухудшения мотивации персонала. Эксперт предложила увеличить как минимум на два года сроки доведения МРОТ до величины прожиточного минимума.
Депутат Владимир Вшивцев, высказал опасение, что закон негативно скажется на зарплате работающих инвалидов, которые не вырабатывают 8-часовую норму МРОТ. Кроме того, в случае принятия предложенных Минтрудом поправок около 100 предприятий Всероссийского общества слепых окажутся в зоне убытков.
Депутат Валерий Трапезников, до избрания в Госдуму работавший токарем на Пермском заводе, обратился к теме распределения фонда оплаты труда: «Когда у нас на предприятии было 11 тысяч работающих, управленческий аппарат составлял всего 15 человек. В настоящее время при пяти тысячах работников только управляющий директор имеет 15 замов, и на 20 человек приходится 25% фонда оплаты труда».
Заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Максим Щепинов высказался против включения в МРОТ районных коэффициентов. «Когда в Оренбургской области, от которой я избран депутатом, отменили уральский коэффициент, это негативно сказалось на рабочих специальностях», — заметил он.
Подводя итоги обсуждения, первый заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко отметил, что МРОТ — понятие в большей степени нравственное, чем экономическое. «Безнравственно говорить человеку: чтобы выжить, ты будешь получать только половину, а вторую половину укради», — сказал он и призвал не откладывать повышение МРОТ.
// Госдума