Официальный сайт ФНС России стал удобнее
На сайте ФНС России размещено 35 интерактивных сервисов, которые позволяют налогоплательщикам получать максимум информации и услуг дистанционно. Самый востребованный сервис — «Проверь себя и контрагента» (свыше 48 млн запросов в месяц). Сервисом «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» пользуются более 5,5 млн граждан. С помощью сервисов сайта физическими лицами в бюджет перечислено в общей сложности свыше 3 млрд руб. налоговых платежей. Тем не менее 21 ноября 2013 г. ФНС России запустила в тестовом режиме новую версию сайта. С чем связано решение о редизайне сайта и каковы принципиальные отличия новой версии сайта от текущей?
Министерством связи и массовых коммуникаций России поставлена задача разработать единые стандарты для сайтов государственных органов, чтобы повысить доступность государственных услуг. И в 2013 году ведомство запустило несколько первых пилотных проектов по оптимизации пользовательского интерфейса сайтов государственных органов.
Предвосхитив этот шаг, ФНС России уже оптимизировала структуру и информационное наполнение своего сайта с учетом советов юзабилити-специалистов и на основе исследования потребностей пользовательской аудитории. С этой целью Службой был проведен массовый опрос.
Текущая версия сайта ФНС России — это один сайт федерального уровня, с главной страницы которого с помощью карты можно перейти на официальные сайты территориальных управлений. Однако проведенное анкетирование показало, что пользователям удобнее получать в одной точке федеральную информацию, дополненную региональными особенностями.
В новой версии официального сайта Службы решено отказаться от региональных сайтов и применить геотаргетинг. Это метод выдачи посетителю сайта содержимого (в нашем случае — совокупности федеральной и региональной информации), соответствующего его географическому положению. При этом регион определяется автоматически по месту нахождения пользователя, хотя при желании его всегда можно выбрать вручную в шапке сайта.
Особое внимание было уделено тому, чтобы пользователи «не потеряли» региональные сайты: при первом входе пользователя на сайт будет появляться соответствующее разъясняющее всплывающее сообщение, а при входе на региональный сайт напрямую (при наборе в адресной строке домена третьего уровня rXX.nalog.ru) произойдет автоматическая переадресация.
В начале текущего года Федеральная налоговая служба окончательно перейдет на новую версию официального сайта, которая станет существенным прорывом с точки зрения оптимизации пользовательского интерфейса сайтов государственных органов России.
Подробности — в статье начальника Управления информационных технологий ФНС России Т.В. Матвеевой и заместителя начальника управления О.Ю. Грицковой, журнал «Налоговая политика и практика», № 1/2014.