Новый порядок применения контрольно-кассовой техники
Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.
Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.
В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.
Основные положения
Основные положения предлагаемой системы – это:
- Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных.
- Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
- Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
- Вовлечение покупателей в гражданский контроль.
Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 — 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.
Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.
Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.
Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.
В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.
Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.
На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 45 млн. чеков на сумму 36 млрд. рублей.
Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:
- снизить ежегодные расходы на ККТ;
- получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
- иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
- применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
- избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
- работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
- получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
- самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.
С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.
Законопроект
Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2015 № 2743-р2743-р в Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект предусматривает следующие основные положения:
- Передача чеков в электронном виде через операторов фискальных данных.
- Электронная регистрация ККТ.
- Отказ от обязательной оплаты технического обслуживания.
- Отказ от обязательной печати чека в случае оплаты платежной картой через Интернет-сайт – чек направляется покупателю в электронном виде. В остальных случаях чек печатается, а по требованию покупателя направляется ему в электронном виде.
- С 1 января 2018 года чек направляется покупателю в электронном виде, а по требованию покупателя и (или) в случае отсутствия адреса – печатается.
- Замена блока фискальной памяти каждые 15 месяцев (сейчас – 13), а для малого бизнеса (плательщиков патента, упрощенной системы налогообложения) и сферы услуг – каждые 36 месяцев.
- Переход на применение ККТ плательщиков патента и сферы услуг, при этом сохраняет возможность выписать бланк строгой отчетности от руки, но только для видов деятельности, определенных Правительством РФ.
- Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 1 апреля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, а также лиц, применяющих патент, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок — они переходят с 1 июля 2018 года.
Проекты нормативных правовых актов
Законопроект предполагает принятие ряда нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты новой системы. В данном разделе можно ознакомиться с предварительными редакциями данных документов и высказать в Форуме в подразделе каждого документа свои замечания и предложения.