Комитет по бюджету и налогам провел парламентские слушания на тему: «Налогообложение нефтяной отрасли»
Комитет по бюджету и налогам провел парламентские слушания на тему: «Налогообложение нефтяной отрасли». Открывая слушания, Первый заместитель Председателя Госдумы Александр Жуков отметил, что успех развития российской экономики в целом очень сильно зависит от нефтяной отрасли и необходимо сохранить ее прибыльность и привлекательность для инвесторов.
Он сообщил, что Думой Ханты-Мансийского автономного округа подготовлен законопроект о замене НДПИ налогом на финансовый результат. По мнению сторонников предложенного подхода, такая замена позволит предотвратить снижение добычи и обеспечить рентабельность месторождений трудоноизвлекаемой нефти даже при достаточно низких мировых ценах.
Вместе с тем, А.Жуков призвал не забывать, что нефтяная отрасль — один из главных источников доходов российского бюджета. «Меняя налогообложение, важно тщательно просчитывать последствия», — подчеркнул он.
Заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов сообщил, что в последние 10 лет нефтяная отрасль активно развивалась и демонстрировала стабильный прирост годовой добычи: в 2005 году Россия добывала 470 млн. тонн, а в 2014 году объем добычи составил 526,7 млн. тонн.
При этом, основной регион добычи, где сосредоточено 63% распределенных запасов углеводородов, демонстрировал динамику снижения темпов роста, а с 2005 года фактически перешел на падающий объем добычи. Одновременно росла стоимость нефтедобычи, что обусловлено трудностью извлечения ресурсов и необходимостью направления дополнительных инвестиций в освоение новых территорий и новых залежей. Средние капитальные затраты вертикально интегрированных компаний сектора нефтедобычи выросли с 2005 года почти в четыре раза и в прошлом году перешагнули планку в две тысячи рублей на тонну нефти. Коэффициент нефтеоотдачи составляет 27%, в то время как в конце 80-х годов он превышал 50%.
Нынешняя мировая цена не нефть не позволяет компаниям развивать новые месторождения и вовлекать в оборот новые запасы нефти, констатировал К.Молодцов. Он поддержал инициативу ханты-мансийских законодателей, отметив, что, по предварительным расчетам, введение налога на финансовый результат в отношении 12 пилотных месторождений трех крупных компаний позволит за пять лет прирастить добычу нефти на 50-60%. Вместе с тем, необходимо серьезно проработать вопрос администрирования нового налога и критерии отбора месторождений.
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Наталья Комарова сообщила, что при существующих экономических условиях к 2030 году объем добычи нефти в округе снизится с 250 млн. до 196 млн. тонн, а себестоимость добычи, по сравнению с нынешним уровнем, может составить от 50 до 90% в зависимости от характеристик того или иного месторождения.
При нынешнем порядке и уровне налогообложения к 2030 году объем годовых налоговых поступлений от нефтегазовых компаний автономного округа в консолидированный бюджет снизится с 3,2 трлн. до 2,5 трлн. рублей.
По словам Н.Комаровой, в настоящее время не введен в разработку 71 лицензионный участок. Суммарно извлекаемые запасы нефти на этих участках составляют 618 млн. тонн. Для того чтобы вовлечь их в разработку, требуются порядка 5,5 трлн. рублей капитальных вложений.
Проект, предложенный ханты-мансийскими законодателями, позволит значительно улучшить инвестиционный климат в нефтяном секторе и усилить валовую налоговую отдачу. Преимуществом налога на финансовый результат перед действующей системой является привязка налоговой нагрузки к конкретному результату проекта. Н.Комарова напомнила, что подобный опыт имеется в Великобритании, Норвегии, Нидерландах.
Заместитель министра финансов Сергей Шаталов отметил, что действующая система налогообложения позволила стабильно финансировать бюджет и создать суверенные фонды, а нефтяники получали ежегодно 30-40 млрд. чистой прибыли.
Переход от НДПИ к налогу на финансовый результат потребует создания системы учета добытой нефти, учета доходов и расходов, распределения доходов внутри вертикально интегрированных компаний. По словам С.Шаталова, все эти вопросы решаемы, но требуют обкатки.
С.Шаталов также обратил внимание участников слушаний на то, что налог на финансовый результат не является универсальным и не может быть тиражирован автоматически на все месторождения. В частности, он не принесет положительных результатов для тех месторождений, которые уже сегодня пользуются налоговыми каникулами, льготами по экспортным пошлинам, специальными режимами по шельфу и трудноизвлекаемым запасам.
Кроме того, в отличие от НДПИ, который полностью зачисляется в федеральный бюджет, налог на финансовый результат предложено поделить между федеральным и региональными бюджетами, в результате выиграют нефтяные регионы.
Председатель экспертного совета Комитета по бюджету и налогам Михаил Орлов, признавая необходимость поддержки нефтяной отрасли в кризисный период, высказался против того, чтобы поддерживать отдельные компании или отдельные проекты. Вместе с тем, по его словам, проект ханты-мансийской Думы может стать законодательной основой для проведения эксперимента.
Концепцию закона поддержали председатель Комитета по энергетике Иван Грачев, исполняющий обязанности вице-президента Лукойла по экономике и планированию Алексей Зиганшин, советник генерального директора — начальник департамента по работе с органами государственной власти Газпромнефти Павел Карчевский.
Депутат Валерий Гартунг высказался за отмену налогового маневра и повышение экспортной пошлины на нефть.
В ходе дискуссии предлагалось также разработать концепцию реформы налогообложения в нефтяной отрасли и принять новый закон о недрах.
Подводя итоги обсуждения, председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров признал, что пока вопросов больше чем ответов. Поддержав идею проведения эксперимента по замене НДПИ налогом на финансовый результат, он подчеркнул, что критерии и условия эксперимента должны быть определены на законодательном уровне.
// Госдума