Порядок проведения инвентаризации
Как правило, организации считают, что обязанности по утверждению порядка проведения инвентаризации исполнены, если в учетной политике имеется запись: «Инвентаризация проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых результатов, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49». Между тем такой записи явно недостаточно.
Принимая во внимание п. 2.1 Методических указаний, в учетной политике следует установить сроки проведения инвентаризации.
Кроме того, должны быть учтены особенности деятельности конкретной организации. Так, кроме постоянно действующей инвентаризационной комиссии можно создавать рабочие комиссии (п. 2.2 Методических указаний), но при этом требуется разработать порядок их взаимоотношений с постоянно действующей комиссией.
Иначе возможна ситуация, когда председатель рабочей комиссии отсутствует, а на описях и актах по результатам инвентаризации стоят подписи председателя постоянно действующей инвентаризационной комиссии.
Обязательно следует составить перечень подготовительных мероприятий, предшествующих самой инвентаризации, например: проверка наличия закрываемых складских помещений, сейфов, емкостей для хранения, проверка обеспеченности мест хранения необходимыми измерительными приборами. Еще один важный аспект — назначение вспомогательного персонала, который в инвентаризации не участвует, но помогает ее проводить, а именно: поднимает или опускает товарно-материальные ценности (ТМЦ), переваливает их или перетаскивает, в том числе с применением специальных механизмов (п. 2.7 Методических указаний).
Также нужно предусмотреть формы документов, отсутствующих в Методических указаниях, например, документа, которым будет оформлена инвентаризация имущества, отраженного на счете 07 «Оборудование к установке». Использование в этом случае документов, которыми оформляются результаты инвентаризации основных средств (например, формы № ИНВ-1), может привести не только к искажению отчетности, но и к налоговым рискам в отношении налога на имущество, если имущество относится к недвижимому.
Еще одним обязательным мероприятием инвентаризации является утверждение ее результатов, тем более что не все унифицированные формы инвентаризационных документов имеют гриф «Утверждаю».
Как правило, порядок проведения инвентаризации достаточно объемный и затрагивает интересы не только работников бухгалтерии, но и иных лиц, поэтому его целесообразно оформлять в виде отдельного документа, который прилагается к учетной политике.
Кроме того, следует предусмотреть возможность документального фиксирования результатов ознакомления с ним всех заинтересованных лиц.
О.Е. Черевадская
Продолжение следует…