К выбору контрагента нужно подходить ответственно
Заместитель Руководителя ФНС России С.А. Аракелов разъяснил, что директор организации в случае, если им не были предприняты все возможные действия и меры, направленные на получение необходимой и достоверной информации о потенциальном контрагенте общества, т.е. если он не проявил должной осмотрительности, рискует получить судебный иск от акционеров или от собственников общества о взыскании убытков.
С.А. Аракелов сообщил, что Пленумом ВАС РФ вынесено Постановление от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица».
В указанном Постановлении определено, что добросовестность и разумность при исполнении возложенных на директора юридического лица обязанностей заключаются в принятии им необходимых и достаточных мер для достижения целей деятельности, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в надлежащем исполнении публично-правовых обязанностей, возлагаемых на юридическое лицо действующим законодательством. В этой связи, в случае привлечения юридического лица к публично-правовой ответственности (налоговой, административной и т.п.) по причине недобросовестного и (или) неразумного поведения директора, понесенные в результате этого убытки юридического лица, могут быть взысканы с такого директора.
При этом как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении, неразумность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица. Например, когда директор совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юридического лица условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом («фирмой-однодневкой» и т.п.).
В настоящее время стала формироваться судебная практика по применению данной правовой позиции.
Так, в решении Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2013 по делу № А40-56721/13 указано, что в ходе проведения выездной налоговой проверки был установлен факт непроявления генеральным директором должной осмотрительности при осуществлении сделки с одним из контрагентов общества.
Инспекция пришла к выводу, что генеральным директором общества была заключена и оплачена фиктивная сделка с «фирмой-однодневкой».
После вступления решения Инспекции в силу, общество обратилось в суд с иском о взыскании с бывшего генерального директора убытков.
Суд, удовлетворяя требования общества, сделал вывод, что генеральный директор при заключении договора не проверил деловую репутацию компании и не выполнил требуемого уровня разумной заботливости при выборе контрагента, заключив договор с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом.
В этой связи, С.А. Аракелов обратил внимание, что одной из возможностей уполномоченным лицам при выборе контрагента проявить должную осмотрительность и исключить заключение сделок с организациями, относящимися к категории «фирм-однодневок», является электронный сервис «Проверь себя и контрагента», функционирующий на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru).
Названный сервис позволяет налогоплательщикам оперативно получать информацию о том, какие сведения о компаниях-партнерах вносились в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), в частности:
* является ли контрагент компанией, находящейся в стадии ликвидации;
* состоит ли руководитель или учредитель компании-контрагента в списке дисквалифицированных лиц;
* является ли поставщик «фирмой-однодневкой», зарегистрированной по адресу «массовой регистрации».
Данный сервис отображает сведения о гражданах, которые отказались от участия или руководства компанией в суде или в отношении которых данный факт установлен судом; а также содержит перечень организаций, связь с которыми по адресам и иным реквизитам, указанным в ЕГРЮЛ, отсутствует.
В настоящее время раздел «Сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке» электронного сервиса «Проверь себя и контрагента» содержит около 10 000 записей.
О востребованности сервиса ФНС России «Проверь себя и контрагента» свидетельствует более 50 миллионов обращений за 2013 год.
Кроме того, налогоплательщики могут обратиться в Федеральную налоговую службу за выпиской из реестра дисквалифицированных лиц, формирующегося на основании вступивших в силу постановлений судов и содержащего в настоящее время около 15 тысяч записей. Чтобы проверить своего потенциального бизнес-партнера необходимо лишь направить соответствующий запрос в налоговые органы.
//УФНС по Республике Тыва