Ключ от ХХI века
Мы ценим универсальность — наш телефон не только звонит, но и исполняет роль миникомпьютера, телевизор умеет выходить в Интернет, а автомобиль совмещает мощь, экономичность и экологичность. Может быть, именно универсальность принесла успех швейцарским ножам — множество инструментов в компактном корпусе. Следуя тренду универсальности, компания «Такском» предложила рынку комплексную систему защищенного электронного документооборота «Такском-Доклайнз», обеспечивающую возможность обмена юридически значимыми документами между любыми участниками хозяйственных отношений, государственными органами, автоматизированными системами. Об этом продукте и в целом о вопросах электронного документооборота мы решили поговорить с руководителем коммерческого департамента компании Константином Валериевичем Головкиным.
Константин Валериевич, на Ваш взгляд, когда наступит эра электронного документооборота?
Вы не поверите, но незаметно для всех нас она уже наступила. Вводя пинкод в банкомате или логин-пароль на сайте социальной сети, производя платеж в интернет-магазине, бронируя гостиницу через Интернет, мы становимся участниками электронного документооборота, или ЭДО, с соответствующей организацией. По электронным каналам связи мы даем поручения банку перечислить деньги с нашего счета, подтверждаем свою личность, запрашиваем и получаем информацию из государственных органов.
Но тогда непонятно, почему вокруг темы внедрения ЭДО так много разговоров? Вы, наверное, обратили внимание, что речь шла о взаимоотношениях между физическими и юридическими лицами — потребителями и поставщиками. Но остались еще взаимоотношения между юридическими лицами. Эти взаимоотношения доминируют в экономике — более 70 % в стоимостном выражении. И вот здесь сложилась парадоксальная ситуация: внутри отдельной организации царит XXI век: сложные кастомизированные ERP- и CRM-системы, многоуровневая система визирования электронных документов, мгновенные коммуникации между территориальными подразделениями, облачные вычисления и удаленные рабочие места. Но стоит документу покинуть периметр организации — и возвращается даже не ХХ, а, скорее, XIX век. Документ печатается на бумаге, передается курьеру, затем доставляется различными видами транспорта (а иногда и пешком) до контрагента. Согласитесь, не очень современные способы передачи данных. К счастью, прогресс добрался и до этой области. В 2012 году были приняты необходимые нормативные правовые акты, обеспечивающие легитимность электронного документооборота между организациями. И в настоящее время практически все крупные компании в той или иной степени задумались над реализацией ЭДО со своими контрагентами. Наша компания предлагает инструменты, обеспечивающие решение данной задачи.
Пожалуйста, расскажите о них подробнее…
Есть несколько способов организации взаимодействия между юридическими лицами. Если в общих чертах, то это:
• прямой обмен подписанными электронной подписью документами по e-mail;
• использование локальных интернет-ресурсов (личный кабинет на сайте компании);
• использование систем специализированных операторов связи.
Наша компания предоставляет инструментарий для первых двух способов взаимодействия — сертификаты ключей электронной подписи, а для третьего способа — транспортную и интерфейсную системы.
Первый способ документооборота подходит для систем с ограниченным количеством участников (2— 5 компаний): они обмениваются документами, которые используются только этими компаниями.
Например, возможно подписание договора между территориально удаленными контрагентами без личных встреч и передач бумажных экземпляров документов. Второй способ документооборота распространен гораздо шире и используется в тех случаях, когда множество контрагентов взаимодействуют с одним центром. Примером могут служить телекоммуникационные компании и их клиенты или органы государственного управления и подотчетные им хозяйствующие субъекты. Характерной чертой такого способа организации ЭДО является индивидуальность требований каждой системы.
То есть органы государственной власти или поставщики услуг требуют предоставления специальных видов документов — отчетов, деклараций, показаний счетчиков. Для работы в таких системах, которых уже достаточно много в России, предназначен наш продукт — «Ключ директора». Это сертификат ключа проверки электронной подписи, который удовлетворяет требованиям большинства интернет-ресурсов данного вида. При этом руководитель либо уполномоченный сотрудник организации получает возможность работать с множеством федеральных и локальных ресурсов, в частности, с порталами государственных услуг, Федеральной службы по финансовым рынкам, Единым федеральный реестром сведений о фактах деятельности юридических лиц, системой электронного документооборота ОАО «Мосэнергосбыт», системой межведомственного электронного взаимодействия.
Третий способ документооборота — более глобальный: позволяет обмениваться любыми документами с любыми организациями, подключенными к системе. Например, к системе, разработанной нашей компанией и представленной под торговой маркой «Такском-Доклайнз». Подключившись к данной системе, абонент сможет отправлять и получать все виды документов, включая счета-фактуры, акты выполненных работ, накладные, отчеты и т. д.
Составной частью системы «Такском-Доклайнз» являются системы сдачи электронной отчетности «Таксом-Спринтер» и «Онлайн-Спринтер», которые обеспечивают интернет-взаимодействие с Федеральной налоговой службой, Пенсионным фондом России, Росстатом, Фондом социального страхования.
Эти системы помогут отправить все необходимые отчеты и декларации, получить запросы государственных органов и ответить на них, отследить состояние взаиморасчетов организации с бюджетом и внебюджетными фондами.
А компания гарантирует безопасность электронного документооборота?
Все перечисленные способы ЭДО базируются на использовании электронной подписи. Сертификаты ключей электронной подписи, выдаваемые нашим аккредитованным при Минкомсвязи России удостоверяющим центром, отвечают всем требованиям российского законодательства. Клиент, который использует продукты, созданные нашей компанией, может быть уверен, что его данные защищены от несанкционированного просмотра или изменения.
Спасибо за подробную информацию о возможностях электронного документооборота. Надеемся, что читатели журнала получили ответы на наиболее актуальные вопросы.
Если потребуется более детализированная информация, сотрудники компании «Такском» с удовольствием дадут консультации, обращайтесь: www.taxcom.ru