Новое… или хорошо забытое старое?
Формирование и развитие российской налоговой системы, проводимое в рамках налоговой реформы, продолжается более 20 лет. На протяжении этого периода происходили различные изменения, как в структуре налогов, так и в системе налогообложения.
Все изменения, как правило, были продиктованы определенными стратегическими задачами государства, в том числе по совершенствованию российской налоговой системы и интеграции ее в мировые налоговые системы, внедрению передовых методов налогового администрирования, оптимизации и повышению эффективности налоговых льгот и преференций, наполняемости бюджетов всех уровней в целях удовлетворения социальных потребностей общества.
К наиболее значимым изменениям относятся:
1) введение и в последующем отмена целой группы налогов и сборов (налога с продаж, налога с владельцев транспортных средств и налога на пользователей автомобильных дорог, налога на наследование и дарение, специального налога, единого социального налога и др.);
2) введение, трансформация или отмена льгот и преференций;
3) изменение налоговых баз: их расширение или сужение;
4) изменение налоговых ставок (снижение ставки НДФЛ до 13 %, налога на прибыль организаций до 20 %, НДС до 18 %).
Мировой финансовый кризис 2008—2009 гг. негативно сказался на социально-экономическом развитии страны, затронув все отрасли промышленности и сельского хозяйства, банковский и финансовый секторы. Как следствие, регионы и муниципальные образования очень остро ощутили дефицит бюджетных средств. Важным фактором проводимой налоговой политики на современном этапе является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы страны. Об этом говорится, в частности, в проекте Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Решение задачи повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований невозможно без укрепления местных бюджетов, закрепления за ними собственных источников доходов. Одним из таких источников мог бы стать некогда отмененный и забытый налог на наследование и дарение. Между тем в мировой практике названный налог достаточно распространен. Это объясняется тем, что в отсутствие существенных запасов природных ресурсов и при ограниченном круге объектов налогообложения возможность получения дополнительных средств от владения и распоряжения имуществом является очень привлекательной именно по причине пополнения бюджетов.
В настоящее время имущество, полученное в результате наследования и дарения, в соответствии с Налоговым кодексом РФ [1, пункты 18, 18.1 ст. 217] освобождено от налогообложения. Вместе с тем стоимость имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, в последние годы демонстрирует тенденцию к существенному повышению. Логический вывод видится в восстановлении как самостоятельного налога на наследование и дарение.
В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ [2, ст. 17] любой налог (в том числе налог на наследование и дарение) должен включать в себя все элементы в строго зафиксированном виде. Представляется, что налог на наследование и дарение должен быть федеральным, т. е. единым на всей территории страны, но поступать в местные бюджеты в полном объеме.
Это будет способствовать выведению бюджетов из состояния хронического дефицита. Закрепление налога на наследование и дарение в числе федеральных налогов основывается на единстве и полноте учета всех операций и сделок с имуществом, где бы они ни совершались.
Объектами налога на наследование и дарение должны быть:
1) недвижимое имущество (земельные участки, индивидуальные жилые дома, квартиры в многоквартирных домах, прочие помещения);
2) движимое имущество (автотранспортные средства, водные и воздушные суда, предметы искусства);
3) денежные средства (на счетах и во вкладах в кредитных организациях, вклады в драгоценные металлы и камни, доля в уставном капитале, акции, облигации и другие ценные бумаги).
Налоговой базой рассматривается денежное выражение стоимости облагаемого имущества. Для недвижимого имущества, например, кадастровая стоимость, полученная на основе сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. В случае отсутствия необходимых данных могли бы приниматься результаты независимой экспертной оценки.
Подробности – в № 8/2013 журнала «Налоговая политика и практика»