Суть концессионного соглашения
Концессионное соглашение заключается между концедентом, которым может быть Российская Федерация в лице Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации в лице органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование в лице органа местного самоуправления (далее — публично-правовое образование), и концессионером — индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Заключение, исполнение и расторжение концессионного соглашения регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [1] (да-
лее — Закон о концессионных соглашениях).
Концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать объект концессионного соглашения, право собственности на который принадлежит или будет принадлежать концеденту, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объектом концессионного соглашения признается либо недвижимое имущество, либо технологически связанные между собой недвижимое имущество и движимое имущество, предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением [1, п. 1 ст. 3].
Концессионер, заключив концессионное соглашение, возлагает на себя обязанность осуществлять с использованием объекта соглашения деятельность, предусмотренную концессионным соглашением [1, ст. 10].
Право собственности на реконструируемый или создаваемый объект концессионного соглашения принадлежит публично-правовому образованию. Владеет же имуществом и использует его с учетом ограничений, прописанных в концессионном соглашении, концессионер в течение срока действия концессионного соглашения.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами, и к которому могут применяться правила, установленные для соответствующих видов договоров.
Чаще всего проводят аналогию между концессионным соглашением и договором аренды (письма Минфина России от 22.05.2012 № 03-07-11/151, 24.10.2005 № 03-03-04/1/287 и др.), но между ними есть ряд принципиальных отличий, которые необходимо учитывать.
Следует напомнить, что отличительная особенность концессионного соглашения в том, что имущество находится в собственности только одной стороны — государства или иного публич но-правового образования.
А другая сторона получает определенные права на это имущество и одновременно принимает на себя конкретные обязательства. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).
То есть концессионер получает исключительное право пользования имуществом и вместе с ним обязанность вести определенную деятельность, в то время как арендатору передается непосредственно имущество.
Основанием для возникновения концессионных правоотношений является односторонний властный акт государства или иного публично-правового образования. Властный акт может быть не только основанием для заключения концессионного соглашения, но и документом, утверждающим такое соглашение.
Права у концессионера возникают с момента заключения концессионного соглашения, у арендатора — с момента передачи ему арендованного имущества. Кроме того, в самом Законе о концессионных соглашениях договор аренды рассматривается как отдельный вид правоотношений.
Арутюнова О.Л. (№5/2015)