Урегулировать споры в досудебном порядке стало проще
Стремление к урегулированию споров в досудебном порядке — один из приоритетов государственной политики, отвечающий общемировому тренду. 22 августа вступили в силу изменения, касающиеся порядка досудебного обжалования решений регистрирующих органов в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 21.07.2014 № 241-ФЗ).
Данные изменения дают как налоговым органам, так и заявителям — физическим и юридическим лицам — эффективный инструмент для урегулирования споров, устранения допущенных ошибок без длительных судебных тяжб, вводят простую, быструю и бесплатную процедуру обжалования решений и действий (бездействия) регистрирующих органов и их должностных лиц, связанных с процедурой предоставления услуги по государственной регистрации.
Подать жалобу на решение регистрирующего органа может любое лицо, права которого данным решением нарушены.
Жалоба может быть подана как в регистрирующий орган, вынесший решение, так и в вышестоящий регистрирующий орган. Для скорейшего рассмотрения заявителю следует выбрать первый путь. В этом случае регистрирующий орган, решение которого обжалуется, направляет жалобу в течение 3 дней со дня ее поступления в вышестоящий орган вместе с документами, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение. При выборе второго пути возникает дополнительная процедура запроса недостающих материалов, что может повлечь в том числе продление сроков рассмотрения жалобы.
Еще одна новелла — установление обязательности обжалования решений об отказе в государственной регистрации. Практика показала, что введение данной процедуры стимулирует заинтересованных лиц к разрешению таких споров внутри системы административных органов, не доводя их до суда, и расширяет возможности заинтересованных лиц в реализации своих прав и законных интересов.
Принципиально новым также является возможность направления жалобы в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.
Срок рассмотрения жалобы и принятия решения по ней установлен в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Продление этого срока еще на 10 дней допускается только для получения дополнительных документов от заявителя, подающего жалобу, либо регистрирующего органа.
Подробные разъяснения вступивших в силу изменений — в статье заместителя руководителя ФНС России С.А. Аракелова, журнал «Налоговая политика и практика», № 9/2014.