Суммовые пороги для признания сделок контролируемыми
Раздел V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» НК РФ действует уже более года. В нем устанавливается обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы уведомления со сведениями о контролируемых сделках, перечень которых приведен в ст. 105.14 НК РФ [1].
Сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признаются контролируемыми в случае превышения установленных суммовых
порогов. Внешнеэкономические сделки с взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми по общему правилу [1, п. 1 ст. 105.14].
У организаций возникают вопросы по определению суммовых порогов, особенно в случаях критического приближения к ним доходов по сделке. Попробуем разобраться и помочь налогоплательщикам в отдельных ситуациях решить, нужно ли подавать уведомление, готовить документацию, обосновывающую соответствие цены в контролируемой сделке рыночному уровню.
Налогоплательщики должны учитывать, что при определении суммы доходов по сделке контролирующий орган будет руководствоваться положениями глав 14.2 и 14.3 НК РФ, т. е. определять сумму доходов по сделкам исходя из рыночного уровня [1, п. 9 ст. 105.14].
Напомним, что понимается под сделкой. Поскольку в НК РФ этот термин отсутствует, его следует трактовать в соответствии с Гражданским кодексом РФ [1, ст. 11]. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей сторон сделки (ст. 153 ГК РФ).
При расчете порога, по достижении которого сделки признаются контролируемыми, определяется сумма доходов по сделкам за календарный год (складываются доходы, полученные по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами), с учетом порядка признания доходов, установленного главой 25 НК РФ (письма Минфина России от 05.09.2012 № 03-01-18/6-126, 28.08.2012 № 03-01-18/6-109).
Для целей ст. 105.14 НК РФ сумму доходов по сделке следует рассматривать как сумму стоимостных оценок операций, совершенных во исполнение сделки. При этом под стоимостной оценкой операции понимается доход налогоплательщика (в случае если в результате совершения операции налогоплательщик является получателем дохода) и (или) доход другого участника сделки (в случае если в результате совершения операции налогоплательщик является источником дохода этого другого участника).
Если у налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода другого участника
сделки, для целей определения суммы доходов по сделкам за календарный год может быть использована расчетная сумма дохода этого участника сделки, определяемая с учетом порядка, установленного главой 25 НК РФ, с применением метода начисления.
Рассматриваемые сделки подразделяются на два вида: сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, которые приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами [1, п. 1 ст. 105.14]. Ко второму виду сделок относятся:
• перепродажа товаров, работ, услуг через посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами, при условии что посредник не принимает на себя никаких рисков, не использует активы, а занимается лишь организацией данной перепродажи. Для таких сделок суммовой порог установлен от нуля рублей;
• сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли. Суммовой порог — от 60 млн руб. [1, п. 7 ст. 105.14];
• сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорной зоне. Суммовой порог — от 60 млн руб. [1, п. 7 ст. 105.14].
На 2012—2013 гг. в отношении указанных сделок действуют переходные положения, в соответствии с которыми суммовой порог в 2012 году составляет 100 млн руб., а в 2013 году — 80 млн руб. [2, п. 7 ст. 4]. Это означает, например, что сделка, совершенная с резидентом
офшорной зоны в 2012 году, сумма доходов по которой составляет 90 млн руб. за календарный год, будет признаваться контролируемой, но в силу переходных положений подавать уведомление и готовить документацию в соответствии со ст. 105.15 НК РФ не нужно.
Подробности — в № 7/2013 журнала «Налоговая политика и практика»