Решения по налоговым проверкам, вынесенные после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, нередко вызывают споры. Какую позицию занимают суды?
Проведение дополнительных мероприятий. Цель и формы
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля [1, п. 6 ст. 101].
Таким образом, цель дополнительных мероприятий — подтвердить или опровергнуть факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах. Довольно часто дополнительные мероприятия назначаются при рассмотрении материалов проверки после представления налогоплательщиком возражений по акту проверки либо новых документов в оспаривание выявленных в нем нарушений. Перечень дополнительных мероприятий налогового контроля определен НК РФ. В качестве таковых может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы [1, п. 6 ст. 101].
Рассмотрение материалов налоговой проверки
Порядок рассмотрения акта и иных материалов налоговой проверки, представленных проверяемым лицом (его представителем) письменных возражений закреплен в п. 1 ст. 101 НК РФ.
Данная норма распространяется также на порядок рассмотрения дополнительных мероприятий налогового контроля. Напомним, что существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, безусловно, считается лишение налогоплательщика права на защиту в досудебном порядке.
Налогоплательщик может реализовать это право путем присутствия лично и (или) через представителя при рассмотрении материалов налоговой проверки и представления своих возражений и объяснений как письменно, так и устно по всем выявленным нарушениям, а также по подтверждающим нарушения доказательствам.
Поэтому налогоплательщику должна быть предоставлена возможность ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля до принятия решения [1, п. 2 ст. 101].
Результаты дополнительных мероприятий являются частью материалов налоговой проверки. И для реализации права на досудебное урегулирование спора налогоплательщик должен знать все доводы налогового органа и ознакомиться со всеми материалами дела.
Налоговый орган обязан соблюдать эти требования при рассмотрении материалов налоговой проверки с учетом проведенных дополнительных мероприятий.
Выполнение данных требований на практике вызывает ряд вопросов: Должен ли налоговый орган по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля составлять справку или акт? Обязан ли он давать налогоплательщику срок для ознакомления с результатами дополнительных мероприятий и представления возражений по ним? О позиции арбитражных судов читайте в №1/2013 журнала «Налоговая политика и практика».