О налогообложении земель, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности
С 01.01.2013 земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, признаются объектом налогообложения земельным налогом. Ставка земельного налога в отношении таких земельных участков установлена в размере не более 0,3 % их кадастровой стоимости.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования. Налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного)пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на землю, т. е. внесения
записи в ЕГРП, и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий участок земли.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ ?О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним?, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию их обладателей. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие вышеназванного закона, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП [3, п. 9 ст. 3].
Поэтому налогоплательщиком признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством, другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Организации, земельные участки которым предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, признаются налогоплательщиками земельного налога.
Земельные участки, предоставленные организациям для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, являются ограниченными в обороте.
Согласно подп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ [4] ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные в том числе для обеспечения обороны и безопасности оборонной промышленности, таможенных нужд.
При этом важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной федеральными
законами от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» и от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее — Закон № 390-ФЗ).
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли подразделяются по целевому назначению на несколько категорий. Одна из них — земли специального назначения, включая земли обороны, безопасности.
Подробности – в № 8/2013 журнала «Налоговая политика и практика»