Актуальные проблемы администрирования налога на добавленную стоимость
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам организовал заседание «круглого стола» на тему «Актуальные проблемы администрирования налога на добавленную стоимость».
В мероприятии, которое провел заместитель председателя Комитета СФ Виталий Шуба, приняли участие члены Совета Федерации, аудиторы Счетной палаты, представители Министерства финансов, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и других органов исполнительной власти, а также общественных организаций и научного и экспертного сообщества.
Как отмечалось на заседании, налог на добавленную стоимость (НДС) является основным налоговым источником доходной части федерального бюджета, обеспечивая треть поступлений. Вместе с тем, этот налог является одним из самых сложных для исчисления, требующим высокой квалификации сотрудников бухгалтерии налогоплательщика, и одним из наиболее «проблемных» налогов в российской налоговой системе. Проблемы возникают не только у налогоплательщиков, но и у государства. Оно теряет сотни миллиардов рублей вследствие действий недобросовестных налогоплательщиков, которые создают в цепочке поставок товаров подконтрольные посреднические фирмы-«однодневки». В результате применения этих схем поступления в бюджет по НДС значительно ниже, чем это вытекает из созданной налоговой базы.
Действующее налоговое законодательство предоставляет возможности для законной оптимизации НДС, то есть, минимизации уплачиваемой суммы налога, а также для получения дополнительного дохода посредством возмещения НДС из федерального бюджета. В 2014 году сумма возмещения НДС из федерального бюджета составила 951 миллиард рублей. При этом возврат идет на расчетные счета налогоплательщиков живыми деньгами, хотя в мировой практике широко используется метод взаимозачета.
Обеспокоенность участников «круглого стола» вызвал высокий удельный вес налоговых вычетов в начислениях НДС на товары, реализуемые на территории России, который в 2014 году составил 94 процента. При этом наблюдается тенденция роста этого показателя, составлявшего в 2008-2011 годах 93 процента. При сохранении подобной тенденции в рамках действующего законодательства могут возникнуть обстоятельства, при которых суммы налога, начисленные к уплате в бюджет, и суммы налога, принятые к вычету, окажутся равными, что противоречит экономическому смыслу и сути НДС.
Практически ежегодно в соответствующую главу Налогового кодекса вносятся поправки и уточнения, направленные на совершенствование администрирования НДС.
Участники «круглого стола» обратили внимание, что отдельные виды льгот по уплате НДС требуют изменения их нормативного правового регулирования. Важной проблемой является унификация ставок НДС в рамках Евразийского экономического союза. Введение единых ставок НДС должно стать одним из приоритетных направлений взаимодействия таможенных и налоговых органов государств-членов ЕАЭС. Это позволит создать равные условия для ведения бизнеса, а упрощение процедуры уплаты НДС будет способствовать эффективному администрированию косвенных налогов в пределах единой таможенной территории.
Как говорится в рекомендациях по итогам заседания, Правительству следует провести оценку эффективности действующих льгот по уплате НДС, а также принять действенные меры по пресечению использования незаконных схем возмещения НДС из федерального бюджета.