Автоматизация подготовки уведомлений о контролируемых сделках
С 2012 года в области налогового законодательства о трансфертном ценообразовании произошли существенные изменения: на смену ст. 40 НК РФ пришли положения нового раздела 5.1, внесенного Федеральным законом от 18.07.2001 № 227-ФЗ. Одно из ключевых новшеств — установление обязанности налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках. Согласно п. 2 ст. 105.16 НК РФ соответствующее уведомление необходимо направлять в налоговые органы ежегодно в срок не позднее 20 мая года, следующего за годом совершения сделки.
О форме уведомления
Форма уведомления включает титульный лист и четыре раздела:
- 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»
- 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)»
- 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)»
- 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)».
В разделе 1А необходимо указать данные по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок), такие как код основания признания сделки контролируемой, код наименования сделки, код признания цены рыночной и пр.
Так как количество контролируемых сделок может достигать сотен тысяч, в целях уменьшения объема работ при заполнении уведомления однородные сделки допускается группировать.
При этом группируются только те сделки, у которых совпадают параметры, перечисленные в разделе 1А. В разделе 1Б отражаются сведения по каждому предмету сделки:
наименование предмета сделки, номер договора, место и дата совершения сделки, место отгрузки и т. д.
При этом методологическая позиция большинства компаний заключается в том, что раздел 1Б надо заполнять по каждой отгрузке каждой номенклатурной единицы.
Альтернативой является заполнение данного раздела не по каждой отгрузке, а по группе отгрузок, если все остальные параметры, указанные на листе 1Б (кроме дат), совпадают.
В разделах 2 и 3 указываются данные по каждому контрагенту, с которым осуществлялись контролируемые сделки.
Таким образом, объем работ по заполнению уведомлений о контролируемых сделках напрямую зависит от количества контролируемых сделок у компании.
Ручное заполнение уведомления по одной сделке (группе однородных сделок) в среднем занимает 5—10 минут, если для этого имеются все необходимые данные.
Как правило, заполнение разделов 2 и 3 не вызывает трудностей: вся необходимая информация о контрагентах содержится в ERP-системе компании.
Однако для заполнения всех обязательных полей разделов 1А и 1Б в большинстве случаев в ERP-системе содержится недостаточное количество данных.
Кроме того, на основании данных, занесенных в ERP- систему компании, невозможно достоверно определить, является та или иная сделка контролируемой.
Поэтому одна из главных задач при составлении уведомлений — дополнительный анализ договоров, первичных документов, получение добавочных сведений от контрагентов.
Решения для автоматизации заполнения уведомлений
Для компаний, у которых количество контролируемых сделок достигает нескольких сотен, а тем более нескольких тысяч или десятков тысяч, автоматизация формирования уведомлений является оптимальным решением.
Это позволит не только сократить трудозатраты, но и уменьшить вероятность возникновения ошибок, вызванных человеческим фактором. Свои предложения по автоматизации подготовки уведомлений о контролируемых сделках уже представили такие компании, как 1С и SAP (последняя продемонстрировала тестовую версию решения и планирует выпустить обновление для своей ERP-системы в феврале 2013 года).
Но данные решения разработаны для последних версий систем 1С/SAP и не предусматривают полную автоматизацию ряда операций. Решение компании PwC работает на базе MS Access и может быть использовано компаниями с любой ERP-системой (включая самописные), а также ведущими учет в MS Excel.
В настоящее время данное решение предлагает наиболее полную автоматизацию процесса формирования уведомлений.
Подробности – в №2/2013 журнала «Налоговая политика и практика»