Доходы и расходы организации могут стать общедоступной информацией
На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий внесение изменений в статью 102 Налогового кодекса РФ. Предлагаемый законопроект дает возможность налогоплательщику снять режим налоговой тайны со всех или с части имеющихся в распоряжении налогового органа сведений о нем как о налогоплательщике и сделать их общедоступными.
Необходимость разработки законопроекта связана с тем, что в России, как и в большинстве стран, наметилась тенденция к раскрытию органами государственной власти сведений об участниках гражданского оборота, что положительным образом влияет на прозрачность всей экономики страны. В частности, ФНС России уже провела большую работу по размещению в открытом доступе данных о недействительных паспортах граждан, зачастую использующихся для государственной регистрации фирм-однодневок, об адресах массовой регистрации юридических лиц и т.д.
Имеющиеся в налоговых органах данные о субъектах предпринимательской деятельности крайне востребованы всеми участниками гражданского оборота: как российскими гражданами и организациями, иностранными компаниями, так и органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Разработчики законопроекта предлагают дополнить статью 102 НК РФ исключениями из режима налоговой тайны, то есть предусмотреть перечень сведений о налогоплательщике, которые не должны относиться к режиму налоговой тайны. Этот перечень «исключений» сформулирован исходя из бессмысленности сохранения режима налоговой тайны на уже открытую неналоговым законодательством информацию, с учетом оценки потребности в информации, которая может быть полезной для суждения налогоплательщика о реальности бизнеса контрагента-организации.
В то же время, выведение указанной информации из-под правового режима налоговой тайны ограничено, исходя из необходимости сохранения конфиденциальной информации, имеющей коммерческое значение для налогоплательщика.
Законопроектом предлагается сделать открытыми следующие сведения о налогоплательщиках — организациях:
— среднесписочная численность работников организации за календарный год;
— совокупная сумма доходов работников организации за предшествующий календарный год;
— суммы уплаченных в предшествующем году налогов и сборов;
— сумма доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика.
Авторы проекта уверены, что обеспечение открытости упомянутых сведений повысит прозрачность экономики, а также предоставит хозяйствующим субъектам реальную возможность проверять добросовестность контрагентов.
Анализ практики ведения контрольной работы налоговыми органами позволяет сделать вывод, что налоговые органы стали больше внимания обращать на обоснованность налоговой выгоды, получаемой налогоплательщиком. При этом налогоплательщикам рекомендуется проявлять должную осмотрительность при работе с контрагентами, чтобы избегать ситуаций, когда контрагент оказывается фирмой-однодневкой или не осуществляет реальной хозяйственной деятельности. Вместе с тем, налогоплательщики, призванные проверять своих контрагентов, не имеют в настоящее время необходимого информационного ресурса, позволяющего им судить о реальности и добросовестности своих бизнес-партнеров. Необходимая информация имеется в распоряжении налоговых органов, но она защищена режимом налоговой тайны, предполагающим ограниченный доступ к ним третьих лиц.
Также подтверждением необходимости раскрытия указанных сведений служат участившиеся в последнее десятилетие случаи обмана дольщиков, когда компании, не имеющие активов или находящиеся на грани банкротства, занимались привлечением инвестиций у населения по договорам долевого строительства, а затем либо исчезали сами, либо объявляли себя банкротами.
Предлагаемые изменения дадут возможность налогоплательщикам получать необходимую информацию об организациях-контрагентах и оценивать свои риски с целью дальнейшего заключения с ними гражданско-правовых и трудовых договоров.
Предлагаемые изменения также будут полезны органам исполнительной власти, которые смогут использовать открытую информацию, в том числе при заключении контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что, в свою очередь, будет способствовать сокращению сроков получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и расходов, связанных с их администрированием, а также при формировании и оценке исполнения бюджетов.