Внесен законопроект, создающий основу для регулирования правоотношений в рамках «цифровой экономики»
В Государственную Думу внесен проект федерального закона №424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», создающий основу для регулирования правоотношений в рамках «цифровой экономики».
Авторами законопроекта являютсяПредседатель Государственной Думы В.В.Володин и председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству П.В.Крашенинников.
Комментируя законопроект, Павел Крашенинников сообщил, что предлагается закрепить в Гражданском кодексе несколько базовых положений, которые позволят регулировать рынок новых объектов экономических отношений («токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечить правовые условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде («смарт-контракты», «самоисполняемые» сделки и др.) и предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по таким сделкам.
Без закрепления базовых понятий в гражданском законодательстве будет невозможно регулировать рынок «цифровых объектов» и принимать специальные законы в сфере «цифровой экономики», развитие которой происходит очень быстрыми темпами, — отметил Павел Крашенинников.
1. Так, законопроектом предлагается ввести понятие «цифровое право». Под «цифровым правом» предлагается понимать совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), которая удостоверяет права на такие объекты гражданских прав, как вещи, иное имущество, результаты работ, оказание услуг и исключительные права. Оборот «цифровых прав» осуществляется только посредством внесения записей в информационную систему.
Под определение «цифрового права» будет подпадать существующий на данный момент термин «токен». Изначально он обозначает устройство для идентификации, а сейчас стал использоваться в IT-лексиконе для обозначения шифров, владение которыми дает определенные возможности в сети.
Чтобы понятие «цифровое право» заработало, понадобится законодательно закрепить такой критерий, как существование этого права в информационной системе, отвечающей признакам децентрализованной информационной системы («распределенный реестр»). Эти признаки также должны быть закреплены в законодательстве, — сказал Павел Крашенинников.
Создание цифровых прав, сфера их использования и особенности оборота будут определяться отдельными законами, разрабатываемыми с участием Банка России, Минфина, Минэкономразвития, — сообщил Павел Крашенинников.
2. Законопроектом также предлагается ввести понятие «цифровые деньги» (в обиходе — «криптовалюта») и закрепляется главное правило, что законным средством платежа они не являются. В перспективе цифровые деньги смогут использоваться в качестве платежного средства, но только в случаях и на условиях, которые будут устанавливаться в законодательстве, — подчеркнул Павел Крашенинников.
Для описания того, как будет осуществляться оборот цифровых денег, правила о цифровых правах будут применяться к цифровым деньгам. Это означает, что в информационной системе должны существовать записи об обладателях цифровых денег, и с помощью записи должен фиксироваться момент перехода цифровых денег от одного лица к другому. Однако это станет возможным лишь тогда, когда будет техническая возможность принудительного совершения записи о новом обладателе прав на данный момент, — отметил Павел Крашенинников.
3. Для облегчения совершения сделок с цифровыми правами законопроектом совершенствуются правила гражданского законодательства о форме сделок, в том числе договоров.
В частности, предлагается установить, что выражение лицом своей воли с помощью электронных или других аналогичных технических средств будет приравнено к простой письменной форме сделки. Например, на странице в сети «Интернет», в информационной системе, в том числе в приложении на смартфоне, описаны условия для нажатия клавиши ОК, из которых вытекает, что такого нажатия достаточно для полноценного волеизъявления. Таким образом в настоящее время совершается значительное число волеизъявлений – с помощью нажатия кнопки на смартфоне или клавиши на компьютере. Все эти действия сами по себе юридически значимы, но большое их количество является еще и односторонними сделками, — отметил Павел Крашенинников.
Закрепление предлагаемых уточнений в Гражданском кодексе, приравнивающих волеизъявление лица, выраженное с помощью технических средств, к совершению сделки в простой письменной форме, во-первых, заложит основу для заключения так называемых «смарт-контрактов». А во-вторых, позволит упростить совершение целого ряда односторонних сделок, таких как выдача доверенностей, выдача согласия на совершение сделки, отказ от договора и прочее, — пояснил Павел Крашенинников.
4. Для целей исполнения сделок с цифровыми правами вводится правило, что факт совершенного компьютерной программой исполнения сделки не оспаривается. Это будет действовать во всех случаях, за исключением вмешательства в действие программы.
Так, после идентификации пользователей в системе дальнейшее их поведение подчиняется алгоритму компьютерной программы, организующей сеть. Лицо, «покупающее» тот или иной виртуальный объект (цифровое право), получит его автоматически при наступлении указанных в пользовательском соглашении обстоятельств. К примеру, некое лицо является обладателем цифрового права на бокс с алмазами, имеющий индивидуализирующий его номер и хранящийся у профессионального хранителя. В информационной системе сделка с таким объектом будет исполнена «автоматически» — у продавца будет списано цифровое право, а у покупателя деньги, и оспорить эти списания по общему правилу будет нельзя, — сообщил Павел Крашенинников.
5. Законопроектом также решается вопрос о легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации (в обиходе – «big data»).
Для этого в Гражданский кодекс вводится конструкция договора об оказании услуг по предоставлению информации и расширяется понятие базы данных — «совокупность данных и сведений». При этом закрепляется, что согласно интересам сторон сделки, договором может предусматриваться обязанность не совершать действия, в результате которых передаваемая информация может быть раскрыта третьим лицам, — сообщил Павел Крашенинников.
Предлагаемые законопроектом изменения не будут иметь обратной силы.
Принятие законопроекта позволит закрепить базовые нормы для регулирования оборота цифровых прав и цифровых денег, для совершения и исполнения сделок с ними, а также позволит решить целый ряд других задач. В частности, будут устранены существующие сегодня риски для использования цифровых объектов в целях вывода активов в нерегулируемую цифровую среду для легализации доходов, полученных преступным путем, или для увода из-под обращения взыскания при банкротстве, либо для финансирования терроризма. Кроме того, что очень важно, будет обеспечена судебная защита прав граждан и юридических лиц, возникающих в отношениях цифровой экономики.
Несомненно, закрепляя базовые понятия в сфере цифровой экономики, законопроект закладывает правовую основу для нового этапа развития нашего государства, — заявил Павел Крашенинников.
// Госдума