Зачет налога — это форма взыскания, при которой налоговый орган должен соблюдать процедуру
Задолженность по налогам (пеням, штрафам) с организаций, которым открыты лицевые счета, может быть взыскана только в судебном порядке [2, подп. 1 п. 2, п. 8 ст. 45]. В то же время в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно.
Коллизия этих норм была рассмотрена Президиумом ВАС РФ. Суть дела такова.
Инспекция самостоятельно зачла сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета, в счет погашения числящейся за бюджетным учреждением недоимки по этому налогу. Посчитав зачет незаконным (ведь согласно п. 2 ст. 45 НК РФ у бюджетных учреждений зачет допускается исключительно на основании судебного акта), налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Суды всех трех инстанций были на стороне налогового органа. Суды исходили из того, что в ст. 176 НК РФ, регулирующей порядок возмещения сумм НДС, нет запрета на самостоятельное проведение налоговым органом зачета суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения имеющейся у налогоплательщика (в том числе бюджетной организации) недоимки по тому же налогу. А правило п. 2 ст. 45 НК РФ об обязательности применения судебного порядка взыскания налога с бюджетных организаций, по мнению судов, к регулируемым ст. 176 НК РФ правоотношениям по возмещению из бюджета сумм НДС неприменимо.
Учреждение подало в ВАС РФ надзорную жалобу. И не прогадало. Президиум ВАС РФ поддержал налогоплательщика (постановление от 16.04.2013 № 15856/12). В своем вердикте Президиум ВАС РФ сослался на разъяснение, содержащееся в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение». Применение к бюджетным учреждениям установленной статьями 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым п. 2 ст. 45 НК РФ. В связи с этим вывод о неприменимости гарантии судебной защиты, предусмотренной для бюджетных учреждений в ст. 45 НК РФ, для случаев проведения зачета недоимки в счет суммы НДС, причитающейся к возмещению, не обоснован.
Президиум ВАС РФ также обратил внимание на то, что, отказывая учреждению в удовлетворении заявленного требования, суды не учли, что зачет является разновидностью (формой) принудительного взыскания задолженности, поскольку погашение последней производится в отсутствие волеизъявления налогоплательщика. Поэтому, применяя зачет для погашения имеющейся у учреждения недоимки, инспекция фактически осуществила принудительное взыскание задолженности, которое в силу ст. 45 НК РФ допускается исключительно в судебном порядке.
При названных обстоятельствах Президиум ВАС РФ постановил решения судов отменить, а заявление бюджетного учреждения удовлетворить.
Обращаем внимание, что данное постановление содержит указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами.