Взвешенный подход к налоговой политике
Обсуждение проекта основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, подготовленных Минфином России, с разрывом в неделю прошло в обеих палатах парламента — сначала в Госдуме, затем в Совете Федерации.
Особенность прошедших парламентских слушаний состоит в том, что впервые они проводились не после, а до рассмотрения и утверждения проекта документа Правительством РФ. На это обратил внимание Председатель Госдумы С.Е. Нарышкин, открывая мероприятие в нижней палате парламента.
Проект Основных направлений представил Министр финансов РФ А.Г. Силуанов, который отметил, что документ не предполагает радикальных изменений налоговой системы. Во главу угла поставлено обеспечение ее стабильности, а также предсказуемости налоговой политики.
Он коротко рассказал о следующих мерах налогового стимулирования: создании благоприятного налогового климата для осуществления деятельности на Дальнем Востоке, повышении привлекательности финансового сектора в России, налоговых послаблениях при добыче нефти на континентальном шельфе и из трудноизвлекаемых залежей, новой формуле НДПИ для газа, перспективах и параметрах налога на недвижимость физических лиц, предложениях по налогообложению престижного потребления. Одновременно финансовое ведомство предлагает ряд мер для повышения доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Среди них — индексация акцизов (опережающими инфляцию темпами в отношении табака и крепкого алкоголя), противодействие уклонению от налогообложения с использованием офшорных юрисдикций. Подробнее с текстом проекта Основных направлений можно ознакомиться на сайте Минфина России www.minfin.ru (дата размещения: 07.05.2013).
Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам А.М. Макаров в своем докладе отметил, что пополнение бюджета не должно оставаться единственной целью налоговой политики. В частности, не следует забывать о стимулирующей роли налоговой системы, тем более что в России, как и в большинстве стран мира, наблюдается спад в экономике.
По мнению А.М. Макарова, чтобы наша налоговая система была конкурентоспособной, нельзя ограничиваться только задачами бюджетного планирования, очень важно «увязать Основные направления с задачами социально-экономического развития страны». В связи с чем лидер думского комитета высказал ряд предложений по изменению структуры документа, например о включении в него анализа последствий реализованных мер и причин невыполнения каких-то предложений, допущенных ошибок. Это показало бы системный характер и преемственность российской налоговой политики.
Он также считает, что неотъемлемой частью налоговой политики должны стать разработка и применение мер стимулирования сотрудников налоговых органов. Действительно, конкурентоспособная налоговая система отличается ясностью и простотой процедур налогового администрирования. О достижениях в этой сфере рассказал руководитель ФНС России М.В. Мишустин.
Подробности — в №6/2013 журнала «Налоговая политика и практика»