С 1 июля 2013 года будет применяться усиленная квалифицированная электронная подпись
Качественный скачок в сфере электронного взаимодействия ожидается при массовом внедрении электронных счетов-фактур. Если количество представляемых в течение года деклараций измеряется десятками миллионов, то выставляемых счетов-фактур — десятками миллиардов. Все эти документы важно не только сформировать и обработать, но и сохранить.
В настоящее время сформирована нормативно-правовая база, необходимая для обмена электронными счетами-фактурами. Следовательно, нет правовых ограничений на использование налогоплательщиками счетов-фактур в электронной форме, как в документообороте между организациями, так и для представления в налоговые органы по ТКС.
Очевидно, что большинство налогоплательщиков, представляющих отчетность в электронной форме, уже имеют все необходимое для работы с электронными счетами-фактурами.
В настоящее время зарегистрировано 39 операторов электронного документооборота, готовых предоставлять услуги по обмену электронными счетами-фактурами. Их перечень опубликован на официальном сайте ФНС России.
По состоянию на 14.02.2013 о своем намерении обмениваться электронными счетами-фактурами заявил 24391 налогоплательщик.
Следует учесть, что с 01.07.2013 утрачивает силу Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». С указанной даты в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» налогоплательщики, взаимодействующие с ФНС России в электронной форме (а их более 3 млн), должны будут применять усиленную квалифицированную электронную подпись в рамках юридически значимого электронного документооборота. При этом Служба не обладает полномочиями по выдаче налогоплательщикам электронных подписей. Такие полномочия постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 № 976 возложены на Минкомсвязи России.
Подробности — в статье начальника отдела организации взаимодействия с налогоплательщиками в электронном виде и обработки документов отчетности ФНС России И.Ф. Филипук, журнал «Налоговая политика и практика», № 4/2013.
Заявленное налогоплательщиком право на возмещение НДС проверяется при камеральной проверке
Согласно п. 8 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений налогоплательщика сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученных им в ходе налогового контроля, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В этом случае налогоплательщик вправе дополнительно направить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). Об этом говорится в п. 4 ст. 88 НК РФ.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налогоплательщики, плательщики сборов или налоговые агенты на основании письменного уведомления могут быть вызваны в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Подробности об этом, а также ответы на другие актуальные вопросы, касающиеся практики исчисления и уплаты НДС, — в материале, подготовленном по результатам круглого стола, проведенного редакцией журнала с участием заместителя начальника Управления налогообложения ФНС России Д.С. Сатина, журнал «Налоговая политика и практика», № 4/2013.