Расходы на ГСМ
Затраты на ГСМ являются наиболее существенными и в то же время самыми спорными расходами на содержание автомобилей. В зависимости от назначения транспорта затраты на ГСМ могут быть учтены в составе либо материальных расходов, либо прочих расходов как затраты на содержание служебного транспорта [1, подп. 5 п. 1 ст. 254, подп. 11 п. 1 ст. 264]. В случае использования транспорта непосредственно в производстве расходы на ГСМ учитывают как материальные, а при использовании для нужд управления — как прочие.
Нормирование расходов
В Налоговом кодексе РФ ничего не сказано о нормировании затрат на ГСМ, однако споры по этому вопросу не прекращаются.
Так, согласно п. 2 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте (утв. Приказом Минтранса России от 24.06.2003 № 153) ее положения необходимо применять при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль с учетом требований главы 25 НК РФ.
А п. 40 Инструкции установлено, что расходы на топливо включаются в состав затрат в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации.
Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р введены в действие методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», которые предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории России.
Заметим, что Минтранс России не является органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела [1, ст. 4].
Возникают вопросы: должны ли налогоплательщики учитывать расходы на ГСМ только в пределах норм, утвержденных Минтрансом России; каковы налоговые риски компаний, признающих затраты на ГСМ по собственным нормам?
По нашему мнению, отразить в налоговом учете затраты на ГСМ можно исходя либо из норм, утвержденных Минтрансом России, либо из норм, разработанных организацией самостоятельно.
Необходимо отметить, что «минтрансовские» нормы разработаны не для всех моделей российских автопроизводителей, не говоря уже об иностранных. Нормы неоднократно подвергались критике, а о том, что нет необходимости придерживаться их при исчислении налога на прибыль, давно делают выводы суды. Минэкономразвития России была проведена экспертиза норм, по итогам которой было сделано заключение о неприменении их для целей налогообложения и указано на рекомендательный характер.
На проведение подобной экспертизы упомянутое ведомство уполномочено постановлением Правительства РФ от 29.07.2011 № 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Правила проведения такой экспертизы прописаны в приказе Минэкономразвития России от 09.11.2011 № 634.
По результатам экспертизы правового документа Минэкономразвития России вправе:
— внести в Минюст России предложения об отмене или изменении нормативных актов (их отдельных положений);
— направить в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложения по внесению изменений в федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.
Однако по результатам экспертизы «минтрансовых» норм никакие изменения в нормативные акты не вносились.
Следует отметить, что Минфин России в письме от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12 также признал рекомендательный характер данных норм. Финансовое ведомство разъяснило, что налогоплательщики вправе, но не обязаны руководствоваться ими при налогообложении прибыли.
Напомним, что ранее финансовое ведомство занимало иную позицию (письмо Минфина России от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57).
Разработка компанией собственных норм затрат на ГСМ возможна несколькими способами. В частности, путем обращения в НИИАТ Минтранса России и заключения с ним договора на разработку соответствующих норм. Но этот способ повлечет за собой дополнительные расходы.
Менее затратный способ — самостоятельная разработка организацией норм и закрепление их в приложении к учетной политике или в отдельном документе. Для этого необходимо произвести контрольный замер, выявить реальный расход топлива на 100 км и зафиксировать его в акте контрольного замера. Стоит также учесть информацию, указанную в техпаспорте автомобиля, его конструктивные особенности и техническое состояние, режим работы, дорожно-транспортные, климатические и иные факторы.
Нелишним будет предусмотреть, что в отдельных случаях нормы расхода топлива могут быть увеличены (например, в зимнее время, в результате частых остановок при езде по городу, из-за технического состояния автомобиля, использования системы «климат-контроль»).