Особенности определения налоговой базы по региональным налогам
Какие объекты признаются в целях главы 30 НК РФ административно-деловыми и торговыми центрами и нежилыми помещениями, в отношении которых налоговая база может быть определена как кадастровая стоимость?
С 3 ноября 2013 г. законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы по региональным налогам в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ [1, ст. 1; 2, абзац четвертый п. 3 ст. 12].
Налог на имущество организаций является региональным налогом, и потому на него данные положения также распространяются.
Иными словами, теперь органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Так, согласно новой редакции ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
К указанным объектам недвижимого имущества отнесены:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, которые по кадастровым паспортам или документам технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности последних в Российской Федерации через постоянные представительства [2, п. 1 ст. 378.2].
Таким образом, названные объекты недвижимого имущества иностранных организаций в налоговых периодах начиная с 2014 года будут облагаться не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости [1, ст. 3].
В случае если по данным объектам недвижимого имущества иностранных организаций кадастровая стоимость не определена, налоговая база принимается равной нулю.
Кроме того, если право собственности на указанные объекты иностранных организаций возникло (было прекращено) в течение налогового (отчетного) периода, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) будет осуществляться с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых объекты находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Порядок определения налоговой базы по иным, не перечисленным в подп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ объектам недвижимого имущества и движимому имуществу иностранных организаций с 1 января 2014 г. не изменился: в отношении них налоговая база определяется как среднегодовая стоимость.
По объектам недвижимого имущества, перечисленным в подпунктах 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как их кадастровая стоимость при соблюдении следующих условий.
Во-первых, закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения результатов кадастровой стоимости данных объектов. После издания закона переход к определению налоговой базы в отношении указанных объектов недвижимого имущества исходя из среднегодовой стоимости не допускается.
Во-вторых, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода должен утвердить на этот период перечень таких объектов и разместить его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в Интернете, а также направить его в налоговые органы по местонахождению соответствующих объектов недвижимого имущества.
Состав сведений, которые подлежат включению в указанный перечень, определяет ФНС России.
В перечень могут быть включены соответствующие объекты недвижимого имущества, находящиеся на балансе как российских, так и иностранных организаций.
Согласно п. 2 ст. 372 НК РФ в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации находится, в частности, установление ставки налога на имущество организаций в пределах, определенных главой 30 НК РФ.
Максимальные налоговые ставки по налогу на имущество организаций для объектов недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость, определены новым п. 1.1 ст. 380 НК РФ [1, подпункты «а» и «б» п. 6 ст. 2] отдельно для Москвы (в 2014 году — 1,5 %, в 2015 году — 1,7 %) и иных субъектов Российской Федерации (в 2014 году — 1,0 %, в 2015 году — 1,5 %).
В 2016 году и последующие годы ставка предполагается единой — 2 %.
Какие объекты признаются в целях главы 30 НК РФ административно-деловыми и торговыми центрами и нежилыми помещениями, в отношении которых налоговая база может быть определена как кадастровая стоимость?
Ответ на этот вопрос содержится в ст. 378.2 НК РФ.
Административно-деловой центр — отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом кадастровым паспортом такого объекта должно быть предусмотрено размещение офисов и соответствующей инфраструктуры на не менее 20 % общей площади этого объекта.
Торговый центр (комплекс) — отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом согласно кадастровому паспорту должно быть предусмотрено размещение торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания на не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения).
О.В. Хритинина, заместитель начальника отдела налогообложения имущества Управления налогообложения имущества и доходов физических лиц ФНС России, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса