Общественный Совет при ФНС России провел очередное заседание
26 июня состоялось очередное заседание Общественного Совета при ФНС России. В заседании приняли участие члены Общественного Совета при ФНС России:
ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации В.А. Мау, управляющий партнер Altera Capital, председатель совета директоров ОАО «Аэрофлот» К.Г. Андросов, ректор Высшей школы экономики Я.И. Кузьминов, главный редактор РАМИ «РИА Новости» С.В. Миронюк, директор направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов А.Д. Аветисян, управляющий партнёр компании «Almaz Capital Partners», член попечительского совета Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий», президент общественной организации Russian Tech Tour, член Попечительского совета Фонда «Сколково» А.В. Галицкий, исполнительный директор Международной информационной группы «Интерфакс» В.В. Герасимов, независимый член Совета директоров ОАО «Мечел» В.В. Гусев, генеральный директор Большого театра А.Г. Иксанов, директор Закрытого акционерного общества «1С» Б.Г. Нуралиев, российская писательница Т.В. Устинова, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии наук Т.Я. Хабриева, Президент Палаты налоговых консультантов Д.Г. Черник, Президент Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года Д.Н. Чернышенко, Ректор Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации М.А. Эскиндаров, председатель совета директоров компании ABBYY Д.Е. Ян.
От ФНС России на заседании присутствовали Руководитель Федеральной налоговой службы М.В. Мишустин, заместители Руководителя ФНС России С.Л. Бондарчук, Н.С. Завилова, начальник Управления налогообложения ФНС России Д.Ю. Григоренко.
В рамках заседания был рассмотрен ряд актуальных тем, в том числе, вопрос о необходимости введения в Российской Федерации института налогового консультирования.
Сегодня российские налогоплательщики часто сталкиваются с проблемами, связанными со сложностью и изменчивостью налогового законодательства. При этом, учитывая, что это законодательство является следствием уровня развития экономики страны, справедливо будет предположить его дальнейшее усложнение, пропорционально развитию экономики.
С подобной проблемой на определенном уровне развития экономики сталкиваются практически все страны, — отметили члены Общественного Совета. Мировой опыт показывает, что наиболее правильным выходом из этой ситуации является введение института налогового консультирования.
В настоящее время в Российской Федерации при отсутствии законодательного регулирования услуги по налоговому консультированию оказывает любой желающий, не неся никакой ответственности за неправильные и неграмотные консультации. Зачастую речь идёт о банальной налоговой оптимизации, направленной на уход от налогов.
Введение института налогового консультирования позволит обеспечить доступность и качество услуг по налоговому консультированию для всех слоев населения. Наиболее остро потребность подобных услуг ощущают именно граждане, физические лица. В частности, ежегодно более пяти миллионов человек сталкиваются с необходимостью самостоятельного исчисления налога на доходы физических лиц и заполнения налоговых деклараций.
Растет число электронных сервисов, позволяющих сделать налоговое администрирование более удобным именно для налогоплательщиков. Однако, для того, чтобы полнее представить возможности бесконтактного общения с Налоговой службой, необходимы «проводники», которыми также могли бы стать налоговые консультанты.
В этой связи Общественный Совет при ФНС России выступил за рассмотрение вопроса о введении института налогового консультирования, регулируемого со стороны государства.
Также в рамках заседания Общественного Совета при ФНС России был обсужден вопрос предоставления налогоплательщикам права самостоятельного исчисления имущественных налогов.
На сегодняшний день налогоплательщики находятся в зависимости от качества данных, используемых налоговыми органами для исчисления налогов. Возможность корректировки исчисленной суммы налогов существует только через сложную и длительную процедуру обжалования. При этом обязанность налогоплательщика уплачивать имущественные налоги поставлена в зависимость от факта получения уведомления, которое может не придти по разным причинам (отсутствие данных об объектах, некорректные данные, работа почты и т.п.). В случае отсутствия уведомления налогоплательщик не может самостоятельно исчислить сумму налога и уплатить его, выполняя свой конституционный долг.
Таким образом, Общественный Совет при ФНС России считает целесообразным рассмотреть вопрос о введении системы, которая предусматривает следующее:
— сохранение обязанности налоговых органов направлять уведомления с исчисленной суммой имущественных налогов
— предоставление права налогоплательщикам при получении от налоговых органов уведомления либо согласиться с исчисленной суммой (путем бездействия), либо представить собственные расчеты.
По мнению членов Общественного Совета при ФНС России результатами введения подобной системы должны стать как увеличение собираемости имущественных налогов за счет расширения налогооблагаемой базы, так и формирование в обществе гражданской ответственности.
// ФНС России