Объединение баз данных ФНС и Росалкогольрегулирования наведет порядок на рынке алкоголя
Объединение баз данных Федеральной налоговой службы и Федеральной службы алкогольного регулирования поможет навести порядок на рынке алкоголя, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Владимир Полетаев.
«Создание единой сети администрирования налоговых и неналоговых платежей поддержит бизнес, госбюджет и конечного потребителя товаров и услуг», — приводит слова сенатора пресс-служба Совфеда. — Когда говорится о слиянии Росалкогольрегулирования и ФНС, то я прежде всего вижу здесь перспективу наведения порядка на рынке алкогольной продукции. Не секрет, что последние годы были отмечены ростом теневого рынка крепкого алкоголя. Потери федерального бюджета от «теневого» алкоголя составляли 30-50 миллиардов рублей в год».
По словам законодателя, нельзя забывать, что в России существует чрезвычайно тесная связь между производством этилового спирта из пищевого сырья и смертностью. «Значительный рост производства и потребления алкоголя, а в особенности фальсифицированного алкоголя, в нашей стране ведет к стремительному росту смертности», — добавил Владимир Полетаев.
Повышение акцизов как одна из мер сдерживания уровня алкоголизации и смертности населения, в том виде, как она сейчас существует, не работает, потому что ряд производителей алкоголя переходят в теневой сектор, полагает Полетаев. По данным Росстата, разница между объемами производства и продажи водки в последние годы такова, что из пяти произведенных бутылок водки две выходят на рынок без акцизов. «Это значит, что бюджет недополучает деньги, а население пьет суррогат».
«Разорвать этот порочный круг, установив цивилизованные правила игры на рынке алкоголя, на мой взгляд, поможет объединение баз данных ФНС и Росалкогольрегулирования, — продолжил парламентарий. — Благодаря созданным автоматизированным системам контроля можно будет идентифицировать участников рынка, отслеживать товарные и финансовые потоки, проверять полноту уплаты налогов и акцизов. Эти меры в итоге защитят конечного потребителя от фальсификата и принесут недостающие средства в бюджет».
Владимир Полетаев также поддержал интеграцию фискальных функций ФНС и Федеральной таможенной службы: «Я как человек, работавший в свое время и в таможенных, и налоговых органах, знающий эту систему изнутри, хочу сказать, что эта идея перспективна. Хотя она сама по себе не нова, мировая практика уже доказала эффективность подобных единых систем».
Он напомнил, что налоговая и таможенная службы объединены во многих странах, например, в Великобритании.
«В России, несмотря на тесное сотрудничество ФНС и ФТС и до указов президента об их интеграции, существовали явные проблемы — несогласованность действий, простой, напряженность, а отсюда теневой импорт, коррупция, бюрократия», — констатировал законодатель.
Владимир Полетаев привел пример с взиманием налога на добавленную стоимость. Импортер платит этот налог при ввозе товара в страну, а затем заявляет право на налоговый вычет. Обоснованность такого вычета ФНС сначала должна подтвердить в таможенных органах. «Стоит ли говорить, что все это создает проволочки, отнимает время и провоцирует судебные иски со стороны предпринимателей».
Эти проблемы можно устранить с помощью единой базы данных, в которой будет храниться вся информация об участниках экономической деятельности и движении товаров на всех этапах от ввоза в страну до реализации конечному потребителю, уверен сенатор.