О времени и месте рассмотрения материалов проверки налогоплательщиков уведомляют заранее
Для реализации налогоплательщиком своих прав на участие в процессе рассмотрении материалов налоговой проверки, согласно п. 2 ст. 101 НК РФ, он должен быть извещен налоговым органом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
При этом установлено, что неявка налогоплательщика (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения.
В силу п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены решения налогового органа. К таким существенным условиям относится и обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения ее материалов и представлять свои объяснения.
Налоговый кодекс РФ не раскрывает, каким способом налогоплательщик должен быть уведомлен о рассмотрении материалов проверки.
В соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившего в силу 24.08.2013) налоговые органы могут передавать налогоплательщику (его представителю) документы:
— непосредственно под расписку;
— по почте заказным письмом (в этом случае датой его получения считается шестой день со дня отправки);
— в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, если порядок их передачи прямо не предусмотрен НК РФ, а также если налогоплательщик отчитывается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Вместе с тем, извещение о месте и времени рассмотрения материалов проверки не может быть признано ненадлежащим лишь потому, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи).
Указанную позицию высказал Пленум ВАС РФ в п. 41 Постановления от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в котором также указано, что при проверке соблюдения налоговым органом обязанности по извещению лица, в отношении которого была проведена налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля, должен учитываться тот факт, что ст. ст. 101 и 101.4 НК РФ не содержат оговорок о необходимости извещения налогоплательщика исключительно какими-либо определенными способами, в частности, направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его лично под расписку.
Таким образом, для извещения лица о времени и месте рассмотрении материалов проверки, кроме установленных п. 4 ст. 31 НК РФ способов передачи документов, допускаются иные способы уведомления, при которых налогоплательщик имеет возможность реализовать свое право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.
//УФНС по Тюменской области