О ежемесячном представлении работодателями отчетности в ПФР: краткий обзор законопроекта
В Госдуму на рассмотрение поступил правительственный законопроект, предусматривающий переход с 1 января 2018 г. к ежемесячному представлению работодателями отчетности в Пенсионный фонд РФ. По мнению разработчиков документа, это позволит оперативно учитывать пенсионные права граждан на их лицевых счетах.
Для уменьшения негативных последствий от введения ежемесячной отчетности Пенсионным фондом Российской Федерации будет проведена работа по совершенствованию программно-технического комплекса, а также механизма сдачи и приема отчетности.
В 2017 году предлагается перейти на сокращенные сроки представления ежеквартальной отчетности, установив срок ее представления на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронной форме — не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (в действующем законодательстве — не позднее 15-го и 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, соответственно).
Также законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в части определения сроков корректировки данных о дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и взносах работодателя, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, что позволит своевременно отражать на лицевом счете достоверные данные о размере средств пенсионных накоплений застрахованного лица.
Кроме того, законопроектом предлагается ввести уведомительный порядок регистрации в качестве застрахованного лица на основании сведений, поступающих в орган Пенсионного фонда Российской Федерации от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на основании сведений ФМС России и сведений о государственной регистрации рождения, поступающих от органов ЗАГС.
Законопроектом также предлагается оптимизировать процесс открытия индивидуального лицевого счета, в том числе лицам, обратившимся за предоставлением государственной или муниципальной услуги, которым не был открыт индивидуальный лицевой счет. Таким лицам открытие индивидуального лицевого счета законопроектом предлагается осуществлять на основе сведений, поступающих в орган ПФР от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Разработчики предлагают ввести в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхование» наряду с используемым понятием «застрахованное лицо» новое, более широкое понятие «зарегистрированное лицо» для учета в указанной информационной системе сведений о застрахованных лицах, детях, а также других физических лицах, которым открыт индивидуальный лицевой счет, в том числе в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
Для упорядочения информационного обмена сведениями законопроектом предлагается определить страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) в качестве идентификатора при предоставлении государственных и муниципальных услуг, что юридически оформит сложившиеся в настоящее время отношения по фактическому использованию СНИЛС в различных сферах как идентификатора.