Налоговый контроль за использованием специальных банковских счетов
Налоговые органы вправе осуществлять контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами (субагентами) специальных банковских счетов для осуществления расчетов, а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение указанных требований.
Нарушение платежными агентами, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут в соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, и на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Приказом ФНС России от 25.07.2012 № ММВ-7-2/518@ утверждены порядок направления налоговыми органами запросов в банки о наличии специальных банковских счетов, о представлении выписок по операциям на специальных банковских счетах на бумажном носителе, а также формы соответствующих запросов.
Таким образом, наряду с дополнительными полномочиями налоговым органам предоставлены дополнительные инструменты контроля.
Налоговые органы имеют право запрашивать в банках информацию по специальным банковским счетам аналогично 86-ой статье Налогового кодекса Российской Федерации непосредственно в рамках контроля за использованием таких счетов, а также перечни банковских платежных агентов (субагентов), в которых должны быть указаны адреса всех мест осуществления операций банковских платежных агентов (субагентов) по каждому банковскому платежному агенту (субагенту). Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии специальных банковских счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. В результате, налоговые органы могут запросить и проанализировать выписку по спецсчету.
Кроме того, поставщик также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей, а оператор по приему платежей обязан предоставить налоговым органам по их запросам сведения об осуществленных расчетах. Причем, операторы по приему платежей обязаны выдавать налоговым органам сведения об осуществленных расчетах также в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Несмотря на то, что срок сдачи наличных денежных средств на специальный банковский счет нормативно не установлен, необходимость зачисления платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) денежных средств на специальный банковский счет в полном объёме в день их фактического получения подтверждена арбитражной практикой:
В Красноярском крае по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ также сформировалась положительная арбитражная практика в части привлечения к ответственности платежных агентов в случае зачисления на специальный банковский счет не ежедневно и не в полном объеме наличных денежных средств, полученных при приеме платежей физических лиц.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 17.04.2014 поддержал позицию Третьего Арбитражного Апелляционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 13.02.2014 по делу № А33-17912/2013, касающуюся правомерности привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ платежных агентов в случае зачисления на специальный банковский счет не ежедневно и не в полном объеме наличных денежных средств, полученных при приёме платежей физических лиц. Как следует из материалов дела, сотрудниками Межрайонной инспекцией № 22 по Красноярскому краю при проверке платежного агента было установлено, что организацией не была зачислена на специальный банковский счет выручка в сумме 8059 рублей за 09.08.2013, который являлся рабочим днем. Данная сумма не была оприходована в кассу предприятия и впоследствии не была зачислена на специальный банковский счет. Постановлением налогового органа обществу назначен административный штраф в максимальном размере санкции части 2 ст. 15.1 КоАП РФ в связи с наличием отягчающего ответственность обстоятельства в виде повторного совершения однородного правонарушения. Общество обжаловало постановление инспекции в судебном порядке. Суды трех инстанций пришли к выводу о том, что обязанность у платежного агента по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет наступает в день получения наличных денежных средств при инкассации платежных терминалов.
// ФНС