Налоговое администрирование будущего обсудили на Московском финансовом форуме-2021
Как государство и бизнес представляют свои взаимоотношения, что они хотят получить в рамках налоговой системы, каковы их претензии друг к другу, и в каком направлении следует развиваться, чтобы улучшить взаимодействие, обсудили на сессии «Налоговое администрирование. Модели будущего» в рамках Московского финансового форума-2021.
«Отношения в сфере налогов – это не просто отношения налогоплательщика и налогового органа. Все гораздо шире, сложнее и глубже. Это требует более серьезного просчета на многие года вперед, чтобы мы были очень аккуратны в том, что мы делаем», — отметил руководитель ФНС России Даниил Егоров, выступивший модератором дискуссии. Служба выполняет две функции: налогового администрирования и предоставления услуг. Для их совершенствования необходимо сравнение, в том числе с развитием контроля в сфере аудита.
«Как и ФНС, нас воспринимают как необходимое зло. От нас также ожидают, что мы сделаем больше меньшими ресурсами. При этом мы отвечаем как перед клиентами, так и перед регуляторами и финансовыми рынками», — рассказал партнер EY Петр Медведев. Вся работа в этой сфере строится на доверии, которое базируется на технологичности, понятной и прозрачной методологии, культуре, честности и открытости.
«История с доверием – одна из ключевых, с которыми мы сегодня работаем. Доверие не только основывается на понимании того, как работает институт, но и на культурном коде: чтобы хорошо и плохо мы понимали одинаково. Доверие — это накопительная вещь. Она не может сегодня не быть, а завтра возникнуть. Это точно не мгновенная история, если говорить о работе таких больших систем, как система налогового администрирования», — прокомментировал Даниил Егоров.
ФНС России делает все, чтобы упростить уплату налогов, минимизирует число форм отчетности, а налогоплательщик все равно недоволен. Способы урегулирования этой ситуации предложила старший партнер Адвокатского бюро «Александр Макаров и Александр Тобак» Ольга Ануфриева. Она обратила внимание, что вопросы возникают в основном в области налогового контроля. Число проверок сократилось в 10 раз, однако увеличилось количество запросов налоговых органов в рамках предпроверочного контроля. Эта область недостаточно регламентирована в Налоговом кодексе, поэтому вызывает затруднения у налогоплательщиков. Необходимо данную процедуру продумать и установить.
«Выстраивание доверительных отношений между бизнесом и властью – важная задача. Мы понимаем, что в области контроля и надзора всегда будут спорные вопросы. Сейчас задача Правительства — сделать так, чтобы все процедуры этой экосистемы были быстрыми, результативными, удобными и не трудозатратными для обеих сторон», — сообщила заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ Ольга Чепурина. В основу государственной реформы контрольной деятельности легла система досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России: на рассмотрение жалоб дается 20 дней, взаимодействие между клиентом и ведомством осуществляется в электронной форме, а этапы рассмотрения документа можно отследить онлайн. Пилотный проект продолжался более полугода. Сначала в него вошли три ведомства, позднее присоединились еще 19. После того как бизнес и госорганы подтвердили комфортность системы, она была внедрена досрочно с 1 июля 2021 года для 59 видов контроля. С 1 января 2022 года проект распространится на региональные виды контроля, а с 1 января 2023 года станет обязательным для всех его видов. «Мы в первый раз увидели на что жалуются, кто жалуется, где жалуются. Уже на этапе пилотного внедрения мы увидели очаги жалоб, и как их рассматривают контролеры. Мы еще только учимся работать с этой информацией, но уже средний срок рассмотрения жалобы сократился до 17 дней, раньше — шесть месяцев. Это количественно большой прорыв», — подчеркнула Ольга Чепурина.
Цифровую зрелость ФНС России отметил и заместитель Министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач. Он рассказал, что в мире нет иных примеров, кроме нашей страны, чтобы налоговая служба стала инициатором создания новых налоговых режимов. У нас это система налогового мониторинга и новый режим для самозанятых. Оба были созданы с учетом клиентского опыта с помощью современных технических решений. «В последние пять лет мы научились заботиться кок о внутреннем, так и о внешнем клиенте. Раньше мы таких слов не знали – не было такой философии. В дальнейшем это должно стать обязательным стандартом для государственного управления в целом в России: цифровизация, изучение клиентского пути и запросов, новая философия отношения к тому, что мы делаем, принимая управленческие решения», — заявил он.
// ФНС