Михаил Мишустин рассказал Владимиру Путину о современных технологиях в налоговом администрировании
Президент Российской Федерации Владимир Путин посетил ФНС России. В рамках визита глава Налоговой службы Михаил Мишустин представил итоги работы ведомства за I квартал 2017 года. Так, за три месяца в консолидированный бюджет РФ поступило 4,2 трлн рублей, что на 993,3 млрд рублей, или на 30,8% больше, чем в I квартале 2016 года. Рост отмечается по основным доходообразующим налогам:
- по налогу на прибыль — на 210 млрд рублей, или на 33%;
- по НДС — на 123 млрд рублей, или на 17%;
- по акцизам — на 103 млрд рублей, или на 34%, в том числе на алкогольную продукцию прирост составил 14 млрд рублей, что на 42% больше;
- по НДФЛ — на 42 млрд рублей, или на 7%.
В федеральный бюджет поступило 2,4 трлн рублей с ростом 45,5%.
«Треть всего прироста поступлений (без учета НДПИ) — 185 млрд рублей — получена за счет эффективности налогового администрирования. Рост НДС и налога на прибыль обеспечен применением АСК НДС, акцизы выросли благодаря новым подходам к контрольной работе и обелению алкогольной отрасли», — пояснил Михаил Мишустин.
Он также напомнил, что с начала года ФНС России приступила к администрированию страховых вносов. Первые итоги говорят о положительной динамике по сбору взносов: в феврале рост поступлений составил 104,6%, в марте – уже 107,1%.
Глава налогового ведомства также отчитался о выполнении поручения Президента Российской Федерации, данного в ноябре 2015 года, о переходе на новый порядок передачи данных о расчетах в розничной торговле в налоговые органы в режиме онлайн с 2017 года. Эта технология, подчеркнул Михаил Мишустин, способствует обелению самого проблемного сектора экономики, тем самым, обеспечивает высокие темпы роста налоговых поступлений. На сегодня 81 тысяча налогоплательщиков зарегистрировали 287 тысяч кассовых аппаратов, работающих по новой технологии.
«Все, что касается внедрения новой технологии налогового администрирования ККТ, Служба обеспечила», — подчеркнул Михаил Мишустин.
Руководитель Налоговой службы также представил первые результаты введения системы маркировки меховых изделий с августа 2016 года. За это время торговый оборот в этом секторе рынка вырос в восемь раз до 52 млрд рублей, в проекте принимают участие 8,7 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей. Во втором полугодии 2017 года запланирован ввод маркировки лекарств. Цель проекта – мониторинг движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсификата.
На примере модели современной налоговой инспекции Михаил Мишустин рассказал Владимиру Путину о принципах работы с налогоплательщиками и продемонстрировал возможности новых технологий. Он отметил, что 78% налоговых инспекций в России сегодня оформлены в едином фирменном стиле ФНС России, обеспечены грамотной логистикой, оборудованы системами электронной очереди, информационными киосками с доступом к интернет-сервисам ФНС России, Единому порталу госуслуг и правовой системе «Консультант». До конца года фирменный стиль будет внедрен во всех российских инспекциях. «Благодаря этим нововведениям среднее время ожидания в очереди по всей стране не превышает 15 минут, а по Москве – 11 минут. Этот показатель мы постоянно мониторим с помощью специальной системы, созданной на базе электронных очередей. В кабинете руководителя Управления есть специальная панель, на которой в реальном времени отображается информация — время ожидания в очереди, количество посетителей операционного зала, количество оказанных услуг и т.д. При необходимости загорается сигнал, и руководитель принимает оперативные меры исходя из ситуации», — отметил Михаил Мишустин.
Он также рассказал, что на сайте Налоговой службы сегодня представлены 49 электронных сервисов, благодаря которым реализуется принцип экстерриториальности обслуживания: налогоплательщик может получить весь спектр услуг — от регистрации бизнеса до уплаты налогов — в любой точке страны и мира. Сайт разрабатывался с учетом потребностей разных категорий пользователей, поэтому обладает интуитивно понятным интерфейсом. Кроме того, на портале размещено 40 видеороликов, которые доступно рассказывают, как пользоваться сервисами.
Ключевые сервисы сайта – это «личные кабинеты» для всех категорий налогоплательщиков – физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, в «Личном кабинете для юридических лиц» зарегистрировано более 304 тысяч организаций; в «Личном кабинете для индивидуального предпринимателя» — 590 тысяч ИП. Самый популярный сервис – «Личный кабинет для налогоплательщиков – физических лиц», в котором зарегистрированы 25 млн человек. Если в 2011 году, когда был создан сервис, с помощью него было оплачено 132 млн рублей, то в 2016 году — более 60 млрд рублей.
«Мы постоянно работаем над расширением функционала наших сервисов. С 2017 года в «Личном кабинете для налогоплательщиков — физических лиц» кроме сведений о налоговой базе, начислениях, сумме задолженности по имущественным налогам и НДФЛ, будет отражена информация о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование», — подчеркнул Михаил Мишустин.
Он также сообщил, что с 1 января 2017 года запущен «Личный кабинет для налогоплательщиков – иностранных организаций», продающих электронный контент на территории нашей страны и обязанных платить с этого года НДС. В сервисе уже зарегистрированы 100 крупнейших компаний, в том числе Google, Apple, Facebook, Microsoft, Samsung, Bloomberg, Netflix, Wargaming, Garmin, Nintendo и другие. Сотым иностранным плательщиком НДС зарегистрирован Facebook.
// ФНС