Когда гремят пушки, налоги растут

когда гремят пушки - налоги растутВойна — большое испытание для бюджета любого государства, и Россия не стала исключением. Ее вступление в Первую мировую войну привело к огромному росту государственных расходов. Военные издержки пожирали основную часть бюджета, вследствие чего царское правительство серьезно озаботилось поиском дополнительных доходов для казны.

1914 году дефицит бюджета возник не только из-за собственно военных расходов, но и вследствие введения сухого закона. До 1914 года винная монополия распространялась на очистку спирта и торговлю крепкими спиртными напитками. Вино-куренные заводы могли принадлежать частным предпринимателям, однако производимый ими спирт покупался казной, проходил очистку на государственных складах и продавался в государственных винных лавках. С 1897 по 1914 год доходы от винной монополии увеличились с 52 млн до 824 млн руб. В 1913 году общая выручка от винной монополии составила 26 % доходов бюджета России [1]. Однако под воздействием мощной антиалкогольной кампании правительством 2 августа 1914 г. было издано постановление о прекращении продажи водки на период войны. Решение оказалось несвоевременным: в 1915 году казна недосчиталась 700 млн руб. [2].
Военные расходы в основном покрывались за счет денежной эмиссии и заимствований на внутреннем рынке капиталов. Правительству пришлось прибегнуть и к мерам налоговой политики. Были введены новые налоги и сборы, а для существующих налогов были увеличены ставки. Но по оценкам специалистов того времени, эти меры не смогли компенсировать даже малой части военных расходов [3, с. 89].
Так, в начале войны в 2 раза был увеличен сбор с пассажиров и грузов, перевозимых по казенным железным дорогам, также вдвое возросли судебные издержки. Произошло повышение и косвенных налогов: на сахар (на 14 %), табак (на 25 — 167 %), спички (на 50 — 100 %), керосин (на 50 %).
В 1914 году были введены новые налоги: на ввозимый в страну хлопок (2,5 руб. с пуда), на владельцев телефонных аппаратов (10 руб.).
В 1915 году вполовину были повышены ставки промыслового налога, увеличены государственный поземельный налог (на 50—100 %), таможенные тарифы (на 40 %) и налог на недвижимые имущества (на 33 %).
В 1916 году в 2—4 раза (в зависимости от предмета обложения) возросли ставки акцизов. В том же году был принят закон о налоге на военную прибыль (официально вступил в силу с 1917 года), налог взимался с прироста прибыли, полученного предприятиями и частными лицами благодаря военным заказам.
В начале 1917 года ситуация в сфере налогов и сборов была следующей: бо?льшую часть доходов бюджета составляли косвенные налоги (45,5 %), далее шли прямые налоги (28,2 %), третью важную составляющую представляли пошлины (26,4 %). То есть формирование бюджета обеспечивалось за счет косвенного налогообложения [4, с. 266—268].
Устранить этот перекос был призван подоходный налог — «долг чести имущих классов». Но он был слишком поздно введен и доходов казне не принес.
После крушения монархии проблема дефицита бюджета легла на плечи Временного правительства, которое продолжало решать ее все теми же способами — за счет займов и эмиссии. Между тем общество ждало перемен.

В русле всеобщего ожидания коренных реформ большевики вышли со своими предложениями о введении четырех налогов — прогрессивно-подоходного, поимущественного, наследственного и на чрезвычайный прирост имущества — и, кроме того, об отмене всех косвенных налогов, за исключением налога на предметы роскоши.
Временному правительству пришлось провести налоговые преобразования. 12 июня 1917 г. были приняты сразу три закона. Первый — «О повышении окладов государственного подоходного налога». По сравнению с законом 1916 года став¬ка обложения увеличивалась с 12 до 30 %. Для доходов свыше 400 тыс. руб. налог составлял 125 тыс. руб. плюс 3050 руб. на каждые 10 тыс. сверх 400 тыс. Необлагаемый минимум повышался с 850 руб. до 1 тыс. руб., минимальный налог устанавливался на уровне 1,2 % (12 руб. с доходов 1 тыс. руб.). Доходы свыше 10 тыс. руб. ста¬ли облагаться по ставке 7 % (против 3 % по закону 1916 года), от 100 тыс. до 400 тыс. руб. — от 20 до 30 % (ранее — 8—12 %).
Второй — «Об установлении единовременного налога». Он касался лиц и организаций, доходы которых превышали 10 тыс. руб. Ставки единовременного налога были приравнены к новым ставкам подоходного налога. Был установлен предел изъятий — не более 90 % всех доходов, с зачетом подоходного, единовременного и всех прочих государственных податей.
Третий закон — о налоге на сверхприбыль — во многом повторял закон о налоге на военную прибыль, принятый царским правительством. Расширялся круг предприятий и частных лиц, подлежавших обложению данным налогом, облагался прирост прибыли не только за 1917 год, как прежде, но и за 1916-й. Кроме того, повышались ставки налога: для предприятий, не обязанных публичной отчетностью, от 30 % с суммы прироста прибыли до 100 тыс. руб. и до 60 % — свыше 100 тыс. руб.; для акционерных предприятий, обязанных публичной отчетностью, — от 40 % с суммы прироста прибыли свыше 6 % и до 80 % — с 20 %-го при¬роста. Предельный размер прироста повышался до 90 % против 50 % по закону 1916 года [4, с. 281, 282].
Мировой налоговой практике неизвестны другие случаи, когда уровень налогообложения достигал бы того максимума, который установило Временное правительство. Впервые в нашей истории приоритет был отдан налогообложению наиболее обеспеченной части общества. Но эти новации подверглись критике сразу с двух сторон: революционеров — за не-достаточный радикализм и предпринимателей — за чрезмерное обременение. В итоге эти законы так и не были реализованы.
Серьезные проблемы в сфере налогообложения стали ярким про¬явлением нараставшего общенационального кризиса, который привел страну к свержению Временного правительства и приходу к власти большевиков.

1. Фридман М.И. Винная монополия. Спб., 1914.
2. Толкушкин А.В. Винные откупа, винный акциз и винная монополия // Финансы. 2002. № 3.
3. Прокопович С.Н. Война и народное хозяйство. М., 1918.
4. Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX — начало XX века. М., 2006.
1. Фридман М.И. Винная монополия. Спб., 1914.
2. Толкушкин А.В. Винные откупа, винный акциз и винная монополия // Финансы. 2002. № 3.
3. Прокопович С.Н. Война и народное хозяйство. М., 1918.
4. Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX — начало XX века. М., 2006.

Н.Ф. Поляков