Институт самостоятельных корректировок цен по сделкам востребован налогоплательщиками
Эффективной работой является создание среды, в которой налогоплательщик мотивирован самостоятельно исполнять требования налогового законодательства, в том числе при использовании трансфертного ценообразования.
Однако чувствительность к мотивации у налогоплательщиков разная и распределенная во времени. Одни действительно самостоятельно (т. е. без подсказки Службы) уточняют налоговые обязательства. Другие налогоплательщики делают это после того, как в ходе предпроверочного анализа были выявлены риски применения цен, не соответствующих рыночному уровню, и им направлен запрос с просьбой предоставить пояснения. Третьи же становятся «замотивированными» и меняют модель ценообразования только после назначения или окончания проверки.
Как результат, с начала текущего года налогоплательщики добровольно скорректировали налоговую базу на сумму почти 17 млрд руб. и доплатили в бюджет более 2,5 млрд руб. налога, что соответственно в 2,7 и 2,5 раза больше, чем в 2013—2014 гг. Также были уменьшены убытки прошлых периодов на сумму почти 1,5 млрд руб., что сопоставимо с предыдущими периодами.
Тем не менее потенциал института самостоятельных корректировок еще не раскрыт. В наибольшей степени на его развитие и повышение эффективности повлияют результаты проверок по трансфертному ценообразованию и первые судебные прецеденты.
Вопросы администрирования трансфертного ценообразования в интервью начальника Управления трансфертного ценообразования В.И. Голишевского, журнал «Налоговая политика и практика», № 7/2015.