До эффективной системы взыскания задолженности с физических лиц остается два шага
Один из основных показателей, характеризующих результативность администрирования, — собираемость налогов. Так, собираемость налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ, рассчитанная по данным отчета по форме № 1-НМ1, в 2010—2012 гг. складывалась на уровне выше 97 %. В то же время за указанный период собираемость транспортного налога с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не превышала 81,4 %, налога на имущество физических лиц — 92,0 %. Низкая собираемость имущественных налогов приводит к росту задолженности по указанным налогам.
По действующему законодательству физические лица являются налогоплательщиками имущественных налогов (транспортного, земельного, на имущество), налога на доходы физических лиц [1, п. 1 ст. 207, ст. 357, п. 1 ст. 388; 2, п. 1 ст. 1].
При этом обязанность по исчислению имущественных налогов физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, возложена на налоговые органы. Основой для расчета служит информация, получаемая от органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств и государственный технический учет (далее — регистрирующие органы) [1, п. 1 ст. 362, п. 4 ст. 391; 2, ст. 5]. И здесь одна из главных проблем — получение налоговыми органами неполных, недостоверных сведений об объектах налогообложения и, как следствие, образование необоснованной задолженности. В 2012 году такая задолженность (образовавшаяся по состоянию на 01.01.2009 в результате начислений налогов на основании недостоверной информации об имуществе и адресах налогоплательщиков) была списана.
Чтобы не появились новые ошибки, проводится постоянная верификация баз данных налоговых и регистрирующих органов. Но понятно, что для формирования достоверной информационной базы потребуется достаточно длительный период.
Выход видится в создании единой информационной базы регистрирующих органов либо в централизации всей работы по формированию налоговой базы по имущественным налогам в едином ведомстве, которое будет вести учет и регистрацию как налогоплательщиков, так и основных объектов налогообложения.
Другая проблема — высокая мобильность граждан, несовпадение места фактического проживания с местом их регистрации, что затрудняет поиск должников и обращение взыскания на принадлежащее им имущество.
Еще одна проблема связана с особенностью взыскания задолженности физических лиц. При этом помимо заявления в суд требуется направить значительное количество документов. В отличие от бесспорного порядка взыскания задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей [1, статьи 46, 47], задолженность с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть взыскана только в судебном порядке [1, ст. 48]. То есть это процедура продолжительная и трудоемкая.
Необходимость введения досудебного порядка взыскания задолженности с физических лиц (по крайней мере, небольших сумм) является очевидной. В ее пользу говорит и то обстоятельство, что значительная часть заявлений налоговых органов рассматривается судами в порядке приказного производства, т. е. без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений.
И только в случае несогласия налогоплательщика с взыскиваемой суммой задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему РФ взыскание производится в порядке искового судопроизводства.
Чтобы снизить нагрузку на суды по делам о взыскании задолженности с физических лиц, в НК РФ внесен ряд изменений. Вначале пороговая сумма, с которой налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением, была установлена 1500 руб.2 Чтобы обратиться в суд, налоговый орган должен ждать момента, когда сумма, подлежащая взысканию, превысит пороговое значение, но не более трех лет. После истечения трехлетнего срока налоговый орган имеет право обратиться в суд в течение шести месяцев.
С 4 апреля 2013 г. пороговое значение увеличено до 3000 руб.3 Однако эти изменения налогового законодательства привели к значительному растягиванию во времени процедуры взыскания небольших сумм задолженности с физических лиц.
Несомненно повысит эффективность взыскания указанной задолженности возможность получения налоговым органом информации о вновь открытых счетах, вкладах (депозитах) физических лиц, которая будет передаваться судебным приставам вместе с исполнительными документами.
Напомним, что обязанность банков сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита) физического лица введена с 1 июля 2014 г. Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (п. 7 ст. 10).
Таким образом, действующая судебная практика и происходящие изменения в законодательстве свидетельствуют о постепенном вмешательстве государства в сферу гражданско-правовых отношений физических лиц. До окончательного построения эффективной системы взыскания задолженности с физических лиц остается два шага — введение бесспорного порядка взыскания и института банкротства физических лиц.
Что касается налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то в большей своей части, которая поступает в бюджетную систему РФ, он исчисляется, удерживается и перечисляется налоговыми агентами. Физические лица обязаны самостоятельно исчислить и уплатить налог лишь в отдельных случаях, например при продаже имущества, получении выигрыша [1, ст. 228]. При определении налоговой базы налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты [1, статьи 218—221].
Если при представлении налоговой декларации в результате использования налоговых вычетов образуется сумма излишне уплаченного НДФЛ, то она согласно п. 1 ст. 78 НК РФ подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам либо возврату налогоплательщику. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням и штрафам, начисленным за неуплату (несвоевременную уплату) соответствующих налогов и сборов. То есть у налогового органа отсутствуют правовые основания для проведения зачета излишне уплаченного НДФЛ (федеральный налог) в счет недоимки по транспортному (региональный налог), земельному налогам и налогу на имущество (два последних — местные налоги) [1, статьи 13—15]. В то же время НДФЛ хотя и является федеральным налогом, как и имущественные налоги, но поступает в консолидированные бюджеты субъектов РФ [3, статьи 56, 61—61.2].
Таким образом, в условиях действующего налогового законодательства затраты на администрирование задолженности физических лиц в некоторых инспекциях ФНС России могут превышать суммы поступающих от них налогов. Реализация предложений по упрощению процедуры взыскания и ряда других мер в перспективе позволит не только снизить расходы налоговых органов, но и увеличить поступления налогов от граждан в бюджетную систему РФ.
Н.Н. Тактаров, заместитель начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства УФНС России по Республике Мордовия, кандидат экономических наук