Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах: пояснения

Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах: пояснения В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность в общем случае состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним, т. е. в ее состав больше не входит пояснительная записка, что предусматривалось п. 2 ст. 13 ранее действовавшего Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ. Но это не означает, что вся информация, которая раньше сообщалась в пояснительной записке, должна остаться «за бортом» бухгалтерской отчетности.

Так, приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н вместо исключенного из состава отчетности приложения к бухгалтерскому балансу (формы № 5) добавлены пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Именно пояснения пришли на смену пояснительной записке. В отличие от других составляющих отчетности, форма указанных пояснений не утверждена. И в этом они похожи на пояснительную записку.

Кроме того, о том, что ничего революционного не произошло, свидетельствует и п. 5 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»: в нем приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах именуются пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (далее — пояснения).

баланс

Содержание пояснений

Несмотря на произвольную форму пояснений, наличие их является обязательным. Именно в пояснениях, как ранее в пояснительной записке, приводится вся необходимая информация, которая не поместилась в стандартных формах. Какие же сведения должны быть представлены в пояснениях?

Во-первых, сведения, относящиеся к учетной политике организации. При этом раскрытие информации должно быть не произвольным, а в соответствии с порядком, установленным ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

В частности, организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

Безусловно, каждая организация самостоятельно определяет, какие сведения о способах ведения бухгалтерского учета необходимо раскрыть. При этом, однако, нужно учитывать, что состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Кроме того, раскрытию подлежит информация об изменении учетной политики, причем не только за отчетный год, но и на следующий год.

Во-вторых, дополнительные данные, не отраженные в стандартных формах бухгалтерской отчетности, в частности: о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов, отдельных видов основных средств, арендованных основных средств, отдельных видов финансовых вложений; о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженности; об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации и т. д. Полный перечень таких данных приводится в п. 27 ПБУ 4/99.

В-третьих, расшифровка отдельных статей баланса и отчета о финансовых результатах. Эти сведения обеспечивают пользователей бухгалтерской отчетности теми данными, которые не включены (в силу нецелесообразности) в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но необходимы для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств за отчетный период (письмо Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01).

В-четвертых, указание на то, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности. Такая информация не приводится, если организация допускает отступление от этих правил в связи с тем, что их применение не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Но существенные отступления должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Причем раскрытие информации происходит не в произвольном, а в определенном порядке:

— раскрываются существенные отступления;

— указываются причины, вызвавшие эти отступления;

— сообщается, как данные отступления повлияли на финансовое положение организации, отражение финансовых результатов ее деятельности;

— подтверждается оценка в денежном выражении последствий отступлений от действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности.

Как видим, пояснения — своеобразный гибрид пояснительной записки и приложения к бухгалтерскому балансу (формы № 5, которая применялась на основании приказа Минфина России от 22.07.2003 № 67н).

Черевадская О.Е.