Бесплатное распространение корпоративной газеты среди сотрудников нельзя признать реализацией
Если корпоративное издание предназначено для распространения информации управленческого характера, НДС начислять не нужно, поскольку отсутствует факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), признаваемый в соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения.
Такой вывод следует из постановления ФАС Московского округа от 07.06.2007, 14.06.2007 № КА-А40/4876-07 по делу № А40-32831/06-142-235. В нем, в частности, говорится, что бесплатное распространение корпоративной газеты среди сотрудников нельзя признать реализацией, так как цель распространения заключалась не в передаче газеты в собственность работнику, а в том, чтобы работник ознакомился с ее содержанием. Этот факт подтверждается тем, что газета не передавалась конкретным работникам, а размещалась большими партиями в доступных местах — на проходных.
«Входной» НДС по товарам (работам, услугам), используемым для выпуска управленческого корпоративного издания, компания вправе принять к вычету на основании подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ. Ведь расходы на выпуск издания являются затратами, связанными с ведением финансово-хозяйственной деятельности организации, а это означает, что налогоплательщик несет такие затраты для осуществления операций, облагаемых НДС.
Вопрос возникновения объекта налогообложения при распространении изданий рекламного характера и по сегодняшний день остается спорным.
Подпунктом 25 п. 3 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения передачи в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. При распространении рекламных изданий налог не начисляется, только если налогоплательщик не отказался от применения освобождения от налогообложения (напомним, что на основании п. 5 ст. 149 НК РФ от льгот, предусмотренных п. 3 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик вправе отказаться) и расходы на приобретение (создание) единицы рекламного издания не превышают 100 руб. В случае применения освобождения от налогообложения «входной» НДС на основании подп. 1 п. 2 и п. 4 ст. 170 НК РФ включается в стоимость товаров (работ, услуг).
Однако в арбитражной практике есть примеры, когда налогоплательщик сумел доказать, что передача товаров (в том числе печатной продукции рекламного характера) в рекламных целях не приводит к возникновению объекта налогообложения НДС и вычет по таким расходам правомерен.
Так, ФАС Московского округа в постановлении от 23.03.2012 по делу № А40-47825/11-116-132 указал, что распространение рекламных материалов производится налогоплательщиком для собственных нужд и направлено на увеличение экономических показателей вследствие повышения интереса к продаваемой продукции. Стоимость рекламных материалов включается в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. В силу подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ передача товаров для собственных нужд образует объект налогообложения НДС только в том случае, если расходы на их приобретение не учитываются при налогообложении прибыли. Таким образом, объект налогообложения НДС при распространении рекламных товаров отсутствует.
В отношении правомерности налогового вычета позиция суда следующая. Поскольку рекламные расходы произведены для целей осуществления основной деятельности, облагаемой НДС, налогоплательщиком выполнены условия получения налоговых вычетов, предусмотренных п. 2 ст. 171 НК РФ.
По вышеописанным основаниям судом сделан вывод, что при распространении рекламных материалов, стоимость которых учитывается в составе расходов при налогообложении прибыли, отсутствуют основания для применения подп. 25 п. 3 ст. 149 и абзаца девятого п. 4 ст. 170 НК РФ.
Иногда имиджевые корпоративные издания предназначены для реализации их покупателям.
При реализации таких изданий объект налогообложения НДС возникает в соответствии с п. 1 ст. 39 и п. 1 ст. 146 НК РФ и налоговый вычет по товарам (работам, услугам), используемым на выпуск издания, применяется в порядке, установленном статьями 171 и 172 НК РФ. При этом возникает вопрос о налоговой ставке.
При реализации периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, ставка НДС установлена в размере 10 % [1, подп. 3 п. 2 ст. 164].
При этом необходимо руководствоваться Перечнем видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов (утв. постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 41) и заручиться справкой Роспечати о подтверждении характера издания.
В случае если имиджевое издание содержит в основном рекламу (т. е. реклама занимает свыше 40 % объема средства информации), такое издание носит рекламный характер, и тогда необходимо применять налоговую ставку 18 %.
М.С. Кузнецова