Ежемесячная премия некурящим сотрудникам (в том числе экс-курильщикам)
В Положении об оплате труда и премировании компании иногда предусматривают такое условие: некурящим сотрудникам, имеющим более высокую интенсивность труда (по сравнению с курящими сотрудниками) вследствие сокращения непроизводственных перерывов, устанавливается ежемесячная премия за отсутствие вредной привычки в размере 10 % должностного оклада.
Премия за отсутствие вредной привычки является непроизводственной, носит социальный характер и не учитывается при исчислении налога на прибыль.
Некурящими считаются сотрудники, никогда не потреблявшие табак либо полностью прекратившие курение к моменту выплаты премии.
Выплата премии производится за месяц, следующий за отчетным, на основании соответствующего приказа по организации тем сотрудникам, которые в течение отчетного месяца не отлучались с рабочего места на перекуры в комнату для курения.
Контроль посещения комнаты для курения осуществляется с применением установленной в ней камеры видеонаблюдения, оснащенной информационной табличкой «Ведется видеонаблюдение» согласно Положению о видеонаблюдении компании с письменного согласия всех сотрудников. Однако применять такую форму денежного поощрения рискованно.
Во-первых, она может быть расценена как дискриминация по образу жизни и, как следствие, по оплате труда, что запрещено [2, ч. 2 ст. 132, ч. 5 ст. 135].
Во-вторых, тот факт, что сотрудник в течение рабочего дня не отлучался с рабочего места на перекуры, еще не говорит о его более высокой интенсивности труда, которая является оценочной категорией и зависит от целого ряда факторов (в том числе физиологических, нервнопсихических, эмоциональных).
Кроме того, можно ожидать придирки со стороны налоговых инспекторов в отношении включения такого вознаграждения в состав расходов для целей налогообложения прибыли. Дело в том, что расходы на выплату ежемесячной премии за отсутствие вредной привычки не соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ: они не связаны с производственными результатами сотрудников, с выполнением ими трудовых обязанностей и деятельностью компании. По сути, это социальное поощрение части трудового коллектива, ведущего здоровый образ жизни, которое не может учитываться при исчислении налога на прибыль, даже если оно предусмотрено трудовым договором или локальным нормативным актом [3, п. 49 ст. 270].
Однако все не так безнадежно. Уже есть примеры из арбитражной практики в пользу налогоплательщиков. Так, в постановлении от 13.03.2014 по делу № А33-16111/2013 Третий арбитражный апелляционный суд признал правомерность отнесения таких премий в состав расходов. Во-первых, такие премии были предусмотрены Положением об оплате труда и премировании.
Во-вторых, налогоплательщик принес в суд расчеты потерь рабочего времени по причине курения, из которых следовало, что стимулирующие выплаты позволят ликвидировать эти потери, в результате чего станет возможным высвобождение сотрудников.
Е.В. Орлова