Расходы на проезд по платным дорогам
Проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования и расположенным на них мостам, путепроводам, тоннелям может быть платным только при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении.
Расходы работника на проезд по платным дорогам организация вправе принять для целей налогообложения прибыли либо в качестве затрат на содержание служебного автотранспорта [5, подп. 11 п. 1 ст. 264], либо в составе консульских, аэродромных сборов, сборов за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, являющихся частью расходов на командировки [5, абзац шестой подп. 12 п. 1 ст. 264], только в случае подтверждения производственной необходимости (письмо УФНС России по г. Москве от 07.06.2012 № 13-11/050285).
Так, например, в охранной деятельности необходимость беспрепятственного и безопасного следования за охраняемым имуществом продиктована самим смыслом охраны. Кроме того, «охрана» может следовать за имуществом, не выбирая маршрута, а также по маршруту, разработанному с учетом требований безопасности.
Для организаций с иными видами деятельности обоснованием таких расходов может служить приказ руководителя организации об использовании платных автодорог (либо их участков), в котором должны быть указаны причины выбора такой магистрали для маршрута следования транспортного средства (например, более быстрый и безопасный проезд; экономия эксплуатационных расходов за счет снижения расхода ГСМ, износа шин, затрат на ремонт; уменьшение вероятности ДТП).
Дело в том, что владелец (оператор) платной дороги обязан:
— организовывать дорожное движение;
— обеспечивать транспорту беспрепятственный проезд, исключающий дорожные заторы. При этом пользователи автомобилей должны соблюдать предусмотренный скоростной режим и обеспечивать безопасность дорожного движения;
— устранять в установленные сроки неисправности, препятствующие нормальному использованию автомобильной дороги;
— обеспечивать перемещение транспортного средства, прекратившего движение вследствие его технической неисправности и создающего опасность для движения других автомобилей, на ближайший пункт охраняемой стоянки (п. 19 Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.2010 № 18).
На сегодняшний день существует несколько способов оплаты проезда:
— наличными денежными средствами или банковской картой;
— с помощью бесконтактной смарт-карты (БСК).
Персонифицированная БСК — карта, к которой прикреплен лицевой счет, оформленный на физическое или юридическое лицо либо на индивидуального предпринимателя. Анонимная БСК — карта, к которой прикреплен электронный кошелек (в настоящее время для оплаты проезда временно не используется);
— с помощью транспондера. Пользователю необходимо заключить с оператором в пункте продаж письменный договор, к которому прикрепляется лицевой счет, оформленный на физическое или юридическое лицо либо на индивидуального предпринимателя.
Документом, подтверждающим оплату проезда, будет квитанция об оплате проезда (проездной талон).
При отсутствии экономической обоснованности, а также подтверждающих документов, соответствующих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, налоговые инспекторы справедливо не примут указанные расходы для целей налогообложения, поскольку обеспечение комфорта движения должно осуществляться за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
Ю.В. Курятников, А.Е. Иноземцева