Корпоративные средства информации: обоснование затрат
Сегодня, когда информационная составляющая является важным элементом деловой стратегии компании, корпоративные средства информации служат незаменимым инструментом реализации маркетинговой, кадровой и социальной политики, а также формирования положительного имиджа и репутации компании.
Корпоративные средства информации представлены в разных форматах. Это порталы и печатные издания (газеты, журналы, брошюры), электронные рассылки, сайты в Интернете, передачи и рубрики на радио и телевидении.
Налоговое законодательство позволяет признать расходы на выпуск и распространение корпоративных изданий. Для учета таких затрат по соответствующим статьям расходов в налоговом учете необходимо выполнение требований ст. 252 НК РФ об экономической оправданности и документальном подтверждении затрат.
Обоснование затрат
Логика доказывания обоснованности затрат зависит от целей и задач корпоративного издания, которые могут быть различны: управленческие, маркетинговые, рекламные, кадровые, имиджевые.
Средство информации, созданное для решения управленческих задач, информирует персонал о политике компании, в том числе в производственной сфере, о принятых решениях и результатах реализованных проектов, помогает сформировать единое мнение коллектива по актуальным проблемам деятельности организации.
Такое средство информации, как правило, размещается «внутри» организации (например, корпоративные портал, газета или информационные стенды).
Издание, которое служит инструментом кадровой политики, создает положительный имидж работодателя, формирует лояльность работника к компании, поддерживает корпоративный дух, воспитывает корпоративную культуру и в конечном итоге нацелено на нематериальное повышение мотивации персонала. Такое средство информации распространяется среди работников компании.
Корпоративное издание, созданное для достижения имиджевых целей, формирует репутацию компании как надежного партнера, ответственного производителя качественной продукции (подрядчика услуг надлежащего качества), эффективного инвестора, социальной компании, добросовестного налогоплательщика. Такое средство информации распространяется среди максимально широкого круга лиц (в том числе с привлечением радио и телевидения) и часто регистрируется в качестве СМИ.
Расходы на корпоративные издания, преследующие управленческие, кадровые и имиджевые цели, в налоговом учете включаются в состав прочих расходов [1, подп. 18 п. 1 ст. 264]. Согласно данной норме в уменьшение налоговой базы принимаются расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.
Это подтверждает и арбитражная практика. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.01.2007 по делу № Ф04-8741/2006(29775-А27-26) (определением ВАС РФ от 21.06.2007 № 5133/07 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ) судьи пришли к выводу о том, что затраты по выпуску газеты, распространяемой на территории общества, обоснованны и производственно необходимы, поскольку печатное издание — источник информации о показателях работы всего коллектива, его участков, планах работы и др. Аналогичная точка зрения содержится и в постановлениях ФАС Московского округа от 18.11.2009 № КА-А40/12012-09 по делу № А40-87477/08-140-431, ФАС Центрального округа от 22.06.2009 № А68-АП-207/14-05.
Затраты на корпоративные средства информации для целей управленческого характера могут учитываться и по соответствующим статьям затрат [1, п. 4 ст. 252]. Например, заработная плата редакции корпоративной газеты признается в налоговом учете в составе расходов на оплату труда в соответствии со ст. 255 НК РФ, услуги типографии — в составе материальных расходов на основании подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, а затраты по аренде помещения, занимаемого редакцией, — в составе прочих расходов согласно подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Широкое распространение получили средства информации, решающие маркетинговые и, в частности, рекламные задачи. Признание затрат на рекламное издание (печатное или электронное) наименее проблематично и, как правило, на практике споров с налоговыми органами не вызывает. В рекламном корпоративном издании рассказывается, например, о внедренных новациях и новых продуктах, преимуществах продукции (услуг) компании, проводимых рекламных акциях.
Рекламные средства информации обычно распространяются среди покупателей и клиентов, в том числе потенциальных: раскладываются в общественных местах, торговых залах и офисах, звучат на радио или демонстрируются по телевидению (рубрика в радиопередаче, телепрограмма).
Расходы на рекламу в налоговом учете признаются в составе прочих расходов [1, подп. 28
п. 1 ст. 264]. Особенности признания таких расходов для целей налогообложения установлены п. 4 ст. 264 НК РФ. В частности, там приводится перечень ненормируемых рекламных расходов, остальные расходы на рекламу признаются в пределах лимита — 1% выручки от реализации. К ненормируемым отнесены, например, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио или телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети.
Таким образом, расходы на рекламное корпоративное издание не нормируются, но только при условии, что оно признано СМИ.
М.С. Кузнецова