Об основном направлении развития камеральных налоговых проверок
Об основном направлении развития камеральных налоговых проверок журналу «Налоговая политика и практика» рассказал начальник Управления камерального контроля Дмитрий Станиславович Сатин.
Управлению камерального контроля (далее — Управление) предоставлены широкие полномочия:
— методологическое и организационное обеспечение работы территориальных налоговых органов по вопросам проведения камеральных налоговых проверок;
— организация и координация мероприятий налогового контроля в рамках камеральных налоговых проверок;
— контроль качества проведения территориальными налоговыми органами камеральных налоговых проверок;
— мониторинг, обобщение и анализ результатов камеральных налоговых проверок:
?? анализ и систематизация применяемых налогоплательщиками форм и способов уклонения от налогообложения;
?? методологическое обеспечение работы налоговых органов по вопросам, связанным с автоматизацией проведения камеральных налоговых проверок;
?? совершенствование электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками в части проведения камеральных налоговых проверок;
?? организация и координация работы налоговых органов по обмену информацией с налоговыми органами государств—членов Таможенного союза.
Если коротко, то к компетенции Управления относится методологическое обеспечение работы отделов камеральных проверок в территориальных налоговых органах по всем вопросам.
На сегодняшний день одна из основных задач, стоящих перед Управлением, — повышение эффективности камерального контроля НДС.
При этом приоритетной является реализация концепции управления рисками при камеральном налоговом контроле за возмещением НДС. Применение риск-ориентированного подхода позволяет налоговым органам сосредоточить внимание на организациях, вероятность нарушения законодательства которыми максимальна, и выявить налогоплательщиков, неправомерно предъявляющих к возмещению НДС, на наиболее раннем этапе камерального контроля — этапе представления налоговой декларации.
Напомню, что с 1 января 2015 г. налогоплательщики будут представлять налоговые декларации по НДС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с включением в них сведений из книг покупок и книг продаж. Это одна из новаций Федерального закона от 28.07.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».
Поэтому в 2014—2015 гг. основным направлением развития администрирования наряду с рискориентированным подходом станет внедрение инновационной системы сопоставления сведений об операциях, содержащихся в декларациях по НДС, что обеспечит оперативное выявление незаконных схем минимизации налогообложения с участием фирм-однодневок.
Ожидаемым результатом является сокращение количества случаев уклонения от уплаты НДС недобросовестными налогоплательщиками.
Для добросовестных налогоплательщиков расширенное декларирование по НДС имеет свои плюсы, а именно:
— снижение временны?х затрат на формирование бумажного документооборота и оплату труда персонала, занятого в этом процессе;
— значительное уменьшение количества документов, запрашиваемых как у проверяемого налогоплательщика, так и у его контрагентов;
— сокращение сроков возврата НДС при отсутствии претензий налоговых органов.
Все это скажется на повышении качества и эффективности налогового администрирования при сохранении комфортных условий для осуществления предпринимательской деятельности.