На вопросы отвечают эксперты ГАРАНТ
В целях выполнения условий благотворительной акции «Елка желаний» организация приобрела подарок — подростковый велосипед для ребенка-инвалида из многодетной семьи сотрудника организации. Стоимость подарка — 8890 руб.
Как оформить и правильно учесть выдачу подарка ребенку сотрудника?
Налогообложение
При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Любое физическое лицо, получающее доход от источников в РФ, вне зависимости от возраста, является налогоплательщиком НДФЛ (п. 1 ст. 207, ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ). Доходы детей от налогообложения не освобождены (ст. 217 НК РФ, письмо Минфина России от 29.10.2014 N 03-04-05/54905). Обязанность по уплате налогов исполняют их родители как законные представители (п. 2 ст. 27 НК РФ, ст. 64 СК РФ).
Доходы, освобожденные от налогообложения, перечислены в ст. 217 НК РФ.
Согласно ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) благотворительная помощь в денежной и натуральной форме, оказываемая в соответствии с законодательством РФ о благотворительной деятельности зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (п. 8.2 ст. 217 НК РФ). Не облагается НДФЛ благотворительная помощь, оказываемая в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ. Эта норма не содержит ограничений относительно суммы благотворительной помощи, освобождаемой от налогообложения, а также круга лиц — получателей такой помощи (смотрите письмо Минфина России от 28.01.2013 N 03-04-06/3-26).
Отметим, помощь, полученная от иных, не благотворительных, организаций, не подпадает под действие п. 8.2 ст. 217 НК РФ.
В то же время на основании п. 28 ст. 217 НК РФ стоимость подарков, полученных налогоплательщиком от организации, не превышающая 4000 рублей за налоговый период (календарный год), не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения). Поэтому в случае если стоимость подарков не будет превышать 4000 рублей, то при их передаче детям НДФЛ исчислять не требуется.
При передаче приза ребенку-инвалиду объекта обложения страховыми взносами не возникает в силу п. 1 ст. 420 НК РФ (как выплаты/вознаграждения, производимые в пользу лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией и не выполняющих работы/услуги по ГПД).
Таким образом, если в рамках общероссийской благотворительной акции «Елка желаний» ребенку-инвалиду вручен приз (подростковый велосипед) стоимостью 8890 рублей, то данный доход подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке (в сумме, превышающей 4000 рублей). Страховыми взносами не облагается.
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете стоимость переданного ребенку подарка списывается в состав прочих расходов организации. При этом учет приобретенного подарка может быть организован на забалансовом счете или с предварительным отражением на счетах учета МПЗ. Выбранный вариант организации следует закрепить в учетной политике.
В случае забалансового учета делаются следующие бухгалтерские записи:
— произведена оплата подросткового велосипеда;
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 60 (76)
— стоимость приобретенного велосипеда отнесена на расходы;
Дебет 012 (например)
— приобретенный велосипед учтен на забалансовом счете;
Кредит 012
— при передаче велосипеда ребенку его стоимость списана с учета.
В случае балансового учете делаются следующие бухгалтерские записи:
— произведена оплата подросткового велосипеда;
— получен и оприходован подростковый велосипед;
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 10 (41)
— при передаче велосипеда ребенку стоимость МПЗ отнесена в прочие расходы.
Документальное оформление
В соответствии с частями 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, содержащим необходимые реквизиты. Документальное оформление зависит от документооборота организации, в общем случае нужно оформить:
— распоряжение руководителя о приобретении подросткового велосипеда в целях выполнения условий благотворительной акции «Елка желаний»;
— договор дарения;
— ведомость выдачи приза (подросткового велосипеда) с указанием имени ребенка и его родителя, а также стоимости подарка; акт списания, бухгалтерская справка.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Алексеев Никита
Ответ прошел контроль качества
Из налогового органа поступило требование о представлении документов по поставщику организации, которая применяет УСН с налоговой ставкой 15%. Были представлены акт сверки, договор и УПД. Данные документы нужны в рамках камеральной проверки налоговой декларации по УСН поставщика. Позже поступило второе требование, в котором были запрошены выписка из КУДиР по данному поставщику, оборотные ведомости по счету 41 и регистры бухгалтерского учета.
Можно ли отказать в представлении данных документов, так как они не имеют отношения к поставщику и камеральной проверке по налоговой декларации по УСН?
В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг.
Законодателем не установлен перечень истребуемых документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Согласно официальным разъяснениям к таким документам относятся любые документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Таким образом, в случае возникновения спора Общество должно будет аргументировать, почему истребуемые документы не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лузан Иван
Ответ прошел контроль качества
Между двумя организациями заключен договор поставки, по условиям которого организация 1 должна выплатить организации 2 обеспечительный платеж. В соответствии с условиями договора обеспечительный платеж возвращается после того, как будет направлено требование о возврате, если претензий по качеству у покупателя не возникало. Обеспечительный платеж не вернули. Организация 2 ликвидирована путем присоединения к другой организации.
К кому предъявляются требования? Есть ли форма претензионного письма?
В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 58 ГК РФ) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. То есть права и обязанности присоединяемого юридического лица переходят в полном объеме в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта.
Соответственно, все требования, досудебные претензии в связи с исполнением обязательств по договорам, заключенным с присоединенной организацией, могут быть предъявлены организации-правопреемнику. Сам факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Ответ прошел контроль качества
ИП (на УСН, доходы) не воспользовался продлением сроков уплаты страховых взносов на 2023 год на основании постановления Правительства РФ от 29.04.2022 N 776, а уплатил страховые взносы с выплат физическим лицам в срок до 15 числа месяца, следующего за месяцем начисления в 2022 году.
1. Действительно ли, что уплаченные в этом году страховые взносы не будут уменьшать налог УСН, а воспользоваться вычетом можно будет только в следующем году при наступлении продленных сроков уплаты?
2. В полученной сверке о состоянии расчетов с бюджетом есть обязательства с ненаступившим сроком уплаты и переплата. Как их можно будет зачесть в следующем году в связи с введением ЕНП?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. ИП вправе уменьшить налог за 2022 год, подлежащий уплате при применении УСН, на уплаченные в 2022 году раньше срока страховые взносы.
2. В 2023 году обязательства по исчисленным налогам, страховым взносам будут погашаться по срокам уплаты при наличии денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП.
Вместе с тем сумму денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС, налогоплательщик может зачесть или вернуть в заявительном порядке.
Обоснование позиции:
1. Согласно подп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, в частности, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством РФ.
При этом такие налогоплательщики (за исключением ИП, не осуществляющих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на сумму указанных в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ расходов не более чем на 50 процентов (письмо ФНС России от 14.09.2022 N СД-4-3/12200@).
Требования НК РФ в части такого уменьшения сводятся к тому, чтобы указанные страховые взносы были уплачены в соответствующем налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством РФ в пределах исчисленных сумм.
Согласно п. 3 ст. 431 НК РФ сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. При этом Правительство РФ, пользуясь полномочиями, предоставленными подп. 2 п. 3 ст. 4 НК РФ, приняло постановление от 29.04.2022 N 776 (далее — Постановление N 776), предусматривающее продление на 12 месяцев организациям и ИП, осуществляющим отдельные виды экономической деятельности по перечням согласно приложениям к Постановлению N 776, установленные НК РФ сроки уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за определенные месяцы 2022 года.
Ни законодательство о налогах и сборах, ни Постановление N 776 не запрещают уплачивать страховые взносы до наступления крайнего срока такого платежа. Более того, пп. 1, 9 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что плательщик вправе исполнить обязанность по уплате страховых взносов досрочно.
Полагаем, что, перечислив страховые взносы в сроки, установленные п. 3 ст. 431 НК РФ, ИП исполнил обязанности по уплате исчисленных страховых взносов.
Каких-либо особенностей уменьшения налога (авансовых платежей по налогу) в связи с переносом срока уплаты страховых взносов на основании Постановления N 776 не установлено. На наш взгляд, поскольку иное не предусмотрено законом, сам по себе факт уплаты предпринимателем страховых взносов раньше срока, определенного с учетом Постановления N 776, не препятствует уменьшению налога (авансовых платежей по налогу) за налоговый (отчетный) период, в котором имела место такая уплата (даже если данные суммы страховых взносов учитываются налоговым органом в качестве переплаты в справке о состоянии расчетов с бюджетом).
Таким образом, мы придерживаемся позиции, что ИП вправе уменьшить налог за 2022 год, подлежащий уплате при применении УСН, на уплаченные в 2022 году раньше срока страховые взносы.
2. 01.01.2023 на едином налоговом счете (ЕНС) будет отражено входящее сальдо, сформированное налоговым органом самостоятельно, по каждому налогоплательщику, на основании имеющихся у налоговых органов сведений по состоянию на 31.12.2022. Начальное сальдо ЕНС формируется как разница между излишне перечисленными денежными средствами и суммами неисполненных обязанностей в порядке, предусмотренном чч. 1-4 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ (далее — Закон N 263-ФЗ), и с учетом особенностей, установленных чч. 5 и 6 ст. 4 Закона N 263-ФЗ.
Определение принадлежности единого налогового платежа (ЕНП) осуществляется автоматически строго в соответствии с правилами, установленными НК РФ.
Суммы обязательств ИП будут погашены исходя из указанных самим плательщиком в декларации или уведомлении об исчисленных суммах. Сначала будет погашена недоимка — начиная с налога (взноса) с более ранним сроком уплаты, затем начисления с текущим сроком уплаты, затем пени, проценты и штрафы. Если денег недостаточно и сроки уплаты совпадают, то ЕНП распределится пропорционально суммам таких обязательств.
То есть мы полагаем, что в 2023 году обязательства по исчисленным налогам, страховым взносам будут погашаться по срокам уплаты при наличии денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП.
Вместе с тем сумму денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС, можно зачесть или вернуть (п. 1 ст. 78, п. 1 ст. 79 НК РФ). Зачет осуществляется, в частности, в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (страхового взноса, сбора).
Как и ранее, зачет переплаты осуществляется в заявительном порядке, в размере, не превышающем положительное сальдо ЕНС (п. 2 ст. 78 НК РФ). Заявление о распоряжении суммой переплаты путем зачета подается в налоговый орган по месту учета по установленному формату в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 78 НК РФ). Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Единый налоговый платеж организаций и индивидуальных предпринимателей с 01.01.2023.
Обращаем внимание, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с точкой зрения иных специалистов. Во избежание налоговых рисков целесообразно обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Федорова Лилия
Ответ прошел контроль качества
Организация (участник ОЭС в Калининградской области) в период 2017-2019 годов ввозила на территорию ОЭЗ в Калининградской области оборудование, приобретенное по лизинговому договору. При ввозе таможенный НДС не уплачивался.
В 4 квартале 2022 года это оборудование (уже выкупленное в собственность организации) планируется вывезти за пределы Калининградской области на территорию РФ и в связи с этим уплатить таможенный НДС.
Можно ли принять к вычету доплаченный НДС?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Таможенный НДС, уплаченный при завершении таможенной процедуры «свободная таможенная зона» (действующая на территории ОЭЗ в Калининградской области) в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления», принимается к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ, т.е. в общем порядке.
Для целей применения п. 1.1 ст. 172 НК РФ (которым установлено, что к вычету можно принять НДС, уплаченный при приобретении товара или при его ввозе, в пределах трех лет после принятия товара на учет) в отношении вычета НДС, уплаченного при ввозе товаров в режиме «выпуск для внутреннего потребления», необходимо исходить от даты оформления таможенной декларации с заявленным указанным таможенным режимом. Поскольку в данном случае право на вычет НДС у организации возникло не ранее уплаты НДС таможенному органу.
Обоснование позиции:
В общем случае операции по ввозу товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признаются объектом налогообложения НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, установлены статьей 151 НК РФ.
Так:
— при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны НДС не уплачивается (подп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ). На территории Особой экономической зоны в Калининградской области (далее — ОЭЗ) действует режим свободной таможенной зоны (далее — СТЗ).
Т.е. резиденты ОЭЗ при приобретении и ввозе импортных товаров вправе помещать их под таможенную процедуру «свободная таможенная зона» — в таком случае иностранные товары ввозятся на территорию ОЭЗ и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов (акцизы и НДС) (смотрите также п. 1 ст. 201 Таможенного кодекса ЕАЭС, далее — ТК ЕАЭС);
— при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме при подаче декларации на товары, если иное не предусмотрено подп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ) (смотрите раздел «К сведению»).
Соответственно организация как резидент ОЭЗ освобождалась от уплаты таможенного НДС при ввозе на территорию ОЭЗ оборудования, помещенного под режим свободной таможенной зоны.
Для того чтобы вывезти за пределы Калининградской области на остальную территорию РФ оборудование, помещенное ранее под режим СТЗ (которая действует в данном случае только на территории ОЭЗ), организации необходимо еще раз пройти таможенное оформление товара, заявив таможенный режим «выпуск для внутреннего потребления», уплатив соответствующие таможенные платежи, в т.ч. НДС (подп. 1 п. 6 ст. 207 ТК ЕАЭС).
Минфин России также отмечает, что в таможенных правоотношениях помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при их ввозе с территории ОЭЗ на остальную часть территории РФ юридически равнозначно помещению иностранных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в иных ситуациях (письмо от 09.08.2019 N 03-07-08/60384). Что предполагает уплату ввозных таможенных пошлин и налогов в общем порядке (подп. 1 п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС, смотрите также ст. 150, 160, п. 5 ст. 164 НК РФ).
Поэтому НДС, уплаченный при перемещении оборудования на территорию РФ с территории ОЭЗ, принимается к вычету в общем порядке, установленном для вычета НДС, уплаченного при ввозе товара (п. 2 ст. 171 НК РФ, смотрите также Энциклопедию решений. Вычеты по НДС при импорте (ввозе товаров в РФ) (декабрь 2022)). Данный вывод подтверждается разъяснениями Минфина России (письма от 13.12.2019 N 03-07-08/97928).
Порядок применения налоговых вычетов установлен в ст. 172 НК РФ. Вычетам подлежат суммы налога при выполнении условий:
— товар ввезен в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления;
— товар принят к учету, что подтверждено соответствующими документами;
— товар предназначен для использования в деятельности, облагаемой НДС;
— имеются документы, подтверждающие уплату НДС.
При этом в соответствии с п. 1.1 ст. 172 НК РФ указанные суммы НДС могут быть заявлены к вычету в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет ввезенных товаров в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления.
В данном случае оборудование поставлено на учет до его ввоза на территорию РФ в данной таможенной процедуре.
Для целей применения п. 1.1 ст. 172 НК РФ в отношении вычета НДС, уплаченного при ввозе товаров в режиме «выпуск для внутреннего потребления», необходимо исходить от даты оформления таможенной декларации.
Для целей таможенного законодательства (применяется при учете таможенных платежей, в т.ч. НДС, в силу п. 4 ст. 11 НК РФ) термин «ввоз товара» означает совокупность таможенных процедур, результатом которых является выпуск товара на территорию Союза и получение импортным товаром статуса «товар Союза» (подп. 6 п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 134 ТК ЕАЭС).
Поэтому, по нашему мнению, в п. 1.1 ст. 172 НК РФ речь идет о принятии на учет выпущенного для внутреннего потребления товара. Иными словами, товар должен быть сначала выпущен, потом поставлен на учет (или одновременно), и от этой даты отсчитывается трехлетний период.
Согласно разъяснениям Минфина России, представленным в письме от 21.10.2008 N 03-07-08/242, суммы НДС, уплаченные российским лизингополучателем по имуществу, ввозимому на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления в рамках договора финансового лизинга, заключенного с российским лизингодателем, подлежат вычету у российского лизингополучателя после их принятия на учет, в том числе на забалансовых счетах, при условии использования данных товаров в налогооблагаемой деятельности (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 06.05.2008 N 03-07-08/107).
То есть если бы организация ввозила оборудование, приобретенное по договору лизинга, в обычном порядке, без помещения под режим СТЗ (с уплатой таможенного НДС), то она бы имела право на вычет НДС в периоде постановки оборудования на учет, в т.ч. на забалансовый счет. Однако в данном случае право на вычет НДС у нее возникло не ранее уплаты НДС таможенному органу.
Примеры судебной практики по принятию к вычету таможенного НДС, уплаченного при завершении процедуры СТЗ выпуском для внутреннего потребления, в отношении основных средств, поставленных на учет за срок, превышающий 3 года до даты выпуска, не обнаружено.
Однако такая же ситуация складывается при взыскании таможенным органом таможенных платежей (в т.ч. НДС) в отношении основных средств, ввезенных с нарушением таможенного законодательства — без уплаты таможенных платежей.
Например, в постановлении АС Волго-Вятского округа от 20.03.2020 г. N Ф01-8312/2019 по делу N А11-11940/2018 (определением ВС РФ от 22.06.20 г. N 301-ЭС20-8687 отказано в передаче дела в СКЭС ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства) суд также отметил:
«Отклоняя доводы Инспекции о пропуске Обществом трехлетнего срока на применение налогового вычета, установленного пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ, суды исходили из того, что разрешение вопроса о правомерности предоставления налогоплательщику права на применение налогового вычета по налогу на добавленную стоимость, с учетом предусмотренного законодателем срока на его реализацию, должно осуществляться, исходя из фактических обстоятельств конкретного дела, позволяющих установить соответствующий налоговый период, с которым связано начало течения указанного срока, а также обстоятельств, препятствовавших его соблюдению.
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций установили наличие объективных препятствий для реализации налогоплательщиком права на вычет в установленный законодательством срок. Общество завершило процедуру ввоза оборудования и уплатило налог на добавленную стоимость в составе таможенных платежей в четвертом квартале 2017 года; до указанного периода у налогоплательщика право на вычет возникнуть не могло ввиду отсутствия совокупности всех условий, предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ для применения налогового вычета».
Суд первой инстанции учел, что «Применительно к пункту 2 статьи 171, пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации Общество вне зависимости от причин задекларировало поставленное на учёт оборудование, уплатило в соответствующей таможенной процедуре НДС, использует спорное оборудование в своей хозяйственной деятельности, а значит, имеет право на налоговый вычет».
К сведению:
Подпунктом 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ установлено, что при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области суммы исчисленного НДС налогоплательщиками не уплачиваются при условии, что на дату выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой они не применяют специальные налоговые режимы, не используют право на освобождение, предусмотренное ст. 145 НК РФ, и за налоговый период, предшествующий дате выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой, не осуществляли операции по реализации товаров, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ, если иной порядок уплаты налога не предусмотрен абзацем третьим указанного подпункта.
Данный порядок налогообложения вправе применять налогоплательщики, которые на дату выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области являются резидентами, включенными в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области, либо лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые по состоянию на 01.04.2006 осуществляли деятельность на основании Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», состоящие на учете в налоговых органах Калининградской области по месту нахождения организации (месту жительства физического лица — индивидуального предпринимателя) (абзац второй подп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ).
Кроме того, для освобождения от уплаты «ввозного» НДС необходимо, чтобы товары были использованы для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, до истечения 180 календарных дней с даты выпуска в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области. В противном случае суммы налога, исчисленные при таможенном декларировании, подлежат уплате в бюджет соответствующими налогоплательщиками в порядке, предусмотренном абзацем первым п. 1 ст. 174 НК РФ, по итогам налогового периода, в котором истекают 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области (абзац третий подп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ).
Для целей подп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ под «товаром» признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ) (смотрите также письмо Минфина России от 28.12.2016 N 03-07-08/78768).
Оборудование, ввозимое на территории РФ не в целях его реализации, для целей указанной нормы не признается товаром, поэтому освобождение, предусмотренное подп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ, в данном случае не применяется.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Если последний день срока выставления счета-фактуры выпадает на выходной или нерабочий праздник, срок на выставление счета-фактуры сдвигается на ближайший следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Является ли эта информация актуальной?
Срок выставления счета-фактуры исчисляется именно в календарных днях, смотрите п. 3 ст. 168 НК РФ. Поэтому любые выходные и праздники в него включаются. Обращаем внимание, что день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) также включается в пятидневный срок (письмо Минфина России от 18.10.2018 N 03-07-14/74899). Например, если отгрузка произошла 30 декабря, то срок для выставления счета-фактуры — с 30 декабря по 3 января включительно, независимо от того, что 31 декабря 2022 и в 3 января 2023 года — это праздничные нерабочие дни.
Положения п. 7 ст. 6.1 НК РФ на срок выставления счетов-фактур не распространяются.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина
Ответ прошел контроль качества
Как в учете бюджетного учреждения отразить исправление ошибки текущего года, связанной с излишним начислением взносов по ФСС НС и ПЗ?
Излишне начисленные взносы по ФСС НС и ПЗ в 2022 году следует рассматривать в качестве ошибки, допущенной в текущем году.
Согласно пп. 28, 29 Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», п. 18 Инструкции N 157н исправление ошибки, допущенной в текущем году и требующей внесения изменений в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций), в зависимости от ее характера отражается дополнительной бухгалтерской записью или бухгалтерской записью, оформленной способом «Красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью.
Для исправления допущенных в текущем году ошибок в учете расчетов порядок применения способа «Красное сторно» не зависит от характера и причины допущенной ошибки — все неверно отраженные бухгалтерские записи могут быть отсторнированы, после чего в учете отражаются дополнительные бухгалтерские записи с применением соответствующих корреспонденций счетов.
В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения будет отражена следующая корреспонденция счетов:
Дебет 0 109 60 213 Кредит 0 303 06 731
— способом «Красное сторно» отражено уменьшение суммы начисленных в текущем году взносов по ФСС НС и ПЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панкова Мария
Ответ прошел контроль качества
Что является налоговой базой физического лица при расчете НДФЛ с дохода от продажи автомобиля по договору комиссии с организацией-комиссионером? Можно ли комиссионное вознаграждение по договору комиссии считать расходом при расчете НДФЛ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае доходом от продажи автомобиля будет являться вся сумма денежных средств, которую за данный автомобиль уплачивает покупатель. Нормы НК РФ не содержат оснований для уменьшения этой величины на сумму вознаграждения, уплачиваемого комиссионеру. Учет данного вознаграждения в качестве расходов при исчислении НДФЛ также не предусмотрен.
Обоснование вывода:
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (ст. 207 НК РФ).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ доходы от реализации имущества, находящегося в РФ, относятся к доходам от источников в РФ и на основании п. 1 ст. 209 НК РФ подлежат обложению НДФЛ. Согласно п. 1.1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка в отношении указанных доходов устанавливается в размере 13%.
В соответствии с п. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, получаемые физическими лицами от продажи иного имущества (не являющегося недвижимостью), находившегося в собственности налогоплательщика три года и более. Как мы поняли, в рассматриваемом случае этот срок не соблюдается, поэтому оснований для освобождения дохода, полученного от продажи машины, нет.
Как было сказано выше, объектом налогообложения по НДФЛ в данном случае является доход от реализации. Говоря простым языком, налог должен быть уплачен с величины полученного от продажи машины дохода.
Понятие «доход», используемое для целей НК РФ, закреплено в ст. 41 НК РФ: это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой 23 НК РФ.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Основные принципы определения налоговой базы по НДФЛ закреплены в ст. 210 НК РФ. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ). В общем случае основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных гл. 23 НК РФ
Каких либо особенностей для определения налоговой базы при продаже транспортных средств гл. 23 НК РФ не установлено. Поэтому НДФЛ с дохода от такой продажи определяется по формуле:
НДФЛ = (Денежное выражение доходов — налоговые вычеты) х 13%.
Пунктом 1 ст. 454 ГК РФ определено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Поэтому в данном случае денежное выражение доходов — это указанная в договоре купли-продажи автомобиля цена, по которой данное транспортное средство продано покупателю.
В рассматриваемой ситуации для продажи автомобиля также заключается договор комиссии. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ). При этом вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего (п. 1 ст. 996 ГК). Как следствие, доход, который получает комиссионер, является собственностью гражданина-комитента. То есть несмотря на тот факт, что комиссионер при заключении договора купли-продажи действует от своего имени (указан в договоре в качестве продавца), вся сумма денежных средств, полученная им от покупателя автомобиля, принадлежит физлицу-комитенту и, как следствие, является его доходом. Смотрите дополнительно письма Минфина России от 17.08.2007 N 03-04-06-01/295, от 28.03.2007 N 03-04-06-01/90.
При этом в силу п. 1 ст. 991 ГК РФ комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии. Такое вознаграждение по своей сути представляет собой дополнительные затраты, которые несет физлицо-продавец в целях осуществления сделки купли-продажи.
Иными словами, в данном случае идет речь о двух самостоятельных сделках (ст. 153 ГК РФ):
— сделка купли-продажи автомобиля: доход от данной сделки в виде всей суммы денежных, средств, уплаченных покупателем, получает физлицо-комитент;
— сделка по договору комиссии: доход от данной сделки в виде комиссионного вознаграждения получает комиссионер, для физлица эта сделка порождает дополнительные затраты.
Так как указанные сделки по своей правовой природе являются самостоятельными, нельзя для целей налогообложения объединить их финансовые результаты, т.е. рассматривать полученную прибыль как дельту между причитающимися доходами и понесенными расходами.
Например, если по договору купли-продажи машина продана за 300 тыс. рублей (от покупателя получено 300 тыс. рублей), при этом на основании договора комиссии посреднику уплачено 5 тыс. рублей вознаграждения, то доходом физлица-продавца будут являться именно 300 тыс. рублей.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества, а также доли (долей) в нем. При продаже имущества, не являющегося недвижимостью, данный вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи этого имущества, но не превышающем в целом 250 000 рублей (подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ).
То есть доход от продажи можно уменьшить на 250 тысяч рублей. Если брать условия нашего примера, НДФЛ будет считаться следующим образом: 300 тыс. рублей — 250 тыс. рублей = 50 тыс. рублей х 13% = 6,5 тыс. рублей.
Кроме того, на основании подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ вместо получения имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
При применении этого варианта формула для расчета НДФЛ будет следующая: (300 тыс. рублей — расходы, связанные с покупкой проданного автомобиля) х 13%.
Как видим, положения подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ позволяют уменьшить сумму облагаемых налогом доходов только на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением проданного имущества. Возможность уменьшения доходов на расходы, связанные с его продажей, нормами НК РФ не предусмотрена.
Таким образом, расходы на оплату услуг комиссионера (5 тыс. рублей по условиям нашего примера) при продаже автомобиля учесть в уменьшение налоговой базы не представляется возможным, поскольку это не предусмотрено налоговым законодательством.
Отметим также, что в данном случае не идет речи о возникновении двойного налогообложения одного и того же дохода (условные 5 тыс. вознаграждения комиссионера), поскольку признание доходов происходит в рамках двух самостоятельных операций:
— реализация автомобиля;
— выплата комиссионного вознаграждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
Коммерческая организация приобрела билеты для работников-вахтовиков.
Как отразить в учете расходы на приобретение билетов?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Затраты на доставку работников до места работы вахтовым методом и обратно связаны с исполнением работником трудовых обязанностей, поэтому учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.
Такие расходы следует отражать по дебету счетов учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с подотчетными лицами (71) при выдаче денежных документов в виде билетов на руки работникам или с кредитом счета учета расчетов с перевозчиком (60), если услуги перевозчиком оказываются без регистрации факта передачи денежных документов со стороны организации-работодателя.
Порядок отражения операций в бухгалтерском учете изложен ниже.
Обоснование позиции:
Согласно ст. 297 ТК РФ вахтовым методом признается особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.
Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также в целях осуществления иной производственной деятельности.
Порядок применения вахтового метода утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
В соответствии с п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (далее — приказ Минтранса N 134), п. 2 приказа Минтранса России 21.08.2012 N 322 «Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте» (далее — Приказ N 322) маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), а также контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) являются документами строгой отчетности.
Затраты на доставку работников до места работы вахтовым методом и обратно, которые предусмотрены внутренним положением организации-работодателя, коллективными договорами, являются для организации расходами по обычным видам деятельности (п. 5, п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Такие расходы в силу п. 7 ПБУ 10/99 подлежат отражению в бухгалтерском учете как расходы, связанные с изготовлением продукции и ее продажей, приобретением и продажей товаров, а также с выполнением работ и оказанием услуг.
Согласно п. 17 ПБУ 10/99 расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку.
В соответствии с нормами гражданского законодательства заключение такого договора удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ). Приобретение билета у перевозчика свидетельствует только о заключении договора перевозки, но не об оказании услуги. На момент приобретения билетов услуга по перевозке еще не считается оказанной (ст. 786 ГК РФ, п. 1 ст. 103, п. 1 ст. 105 Воздушного кодекса РФ, ст. 82 Устава железнодорожного транспорта РФ (Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ)).
С связи с изложенным списание стоимости проездного документа на расходы организации следует производить с учетом нормы п. 18 ПБУ 10/99 по факту оказания услуг перевозчиком.
В зависимости от того, в каком порядке получает проездной документ работник, возможны различные варианты отражения операций в бухгалтерском учете организации.
Билеты, приобретенные организацией, работники получают непосредственно на руки
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее — Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, установлено, что на субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.
Соответственно, если организация приобретает бумажные авиабилеты или железнодорожные билеты, то их следует относить к денежным документам, которые подлежат учету в кассе организации и отражению в бухгалтерском учете по дебету счета 50, субсчет 50-3 «Денежные документы». Кроме того, электронные билеты, приобретенные организацией по безналичному расчету, также могут учитываться в составе денежных документов (смотрите, например, Вопрос: Сотрудники организации работают вахтовым методом на объекте, где выполняют пусконаладочные работы и работы по капитальному ремонту и сервисному обслуживанию (работы не связаны со строительно-монтажными работами). Для доставки сотрудников от места сбора до места работы организация приобрела авиа- и железнодорожные билеты в электронном виде. Оплата электронных билетов осуществлена через расчетный счет. Накладные от поставщика билетов датируются январем 2011 года, билеты датированы февралем. Электронные билеты выданы сотрудникам на руки. Каков порядок документооборота в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2012 г.)). При выдаче билетов на руки расходы на оплату проезда работников при вахтовом методе в бухгалтерском учете следует учитывать на основании авансового отчета на дату его утверждения руководителем организации, при этом закрепить его использование в учетной политике.
В бухгалтерском учете операции по отражению расходов на приобретение билетов при передаче их работникам на руки могут быть отражены следующими записями по счетам:
В месяце поступления счета-фактуры от продавца билетов:
— перечислены контрагенту денежные средства на приобретение билета;
Дебет 50, субсчет «Денежные документы» Кредит 60
— отражено поступление билета в сумме фактических затрат на его приобретение с учетом НДС;
Дебет 71 Кредит 50, субсчет «Денежные документы»
— выдан работнику электронный билет.
Списание стоимости проездного документа на расходы организации по прибытии работника к месту назначения с учетом нормы п. 18 ПБУ 10/99 следует осуществлять на основании авансового отчета, представленного работником.
На дату утверждения руководителем организации авансового отчета работника:
— отражена в расходах стоимость электронного билета;
— учтен НДС, выделенный в билете;
— НДС принят к вычету.
При выдаче из кассы электронных билетов, по нашему мнению, составляются первичные документы, это может быть, например, журнал учета движения денежных документов (ведомость, реестр), с подписями кассира и подотчетного лица.
Унифицированная форма журнала учета движения денежных документов в настоящее время не разработана. Поэтому организация в силу п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вправе самостоятельно разработать и утвердить форму такого документа. Разработанная форма первичного документа должна содержать все необходимые реквизиты, поименованные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Так как работа осуществляется вахтовым методом, в котором задействовано большое количество сотрудников, в журнале учета движения денежных документов указывается ответственное лицо (например бригадир), которому будут выдано определенное количество билетов для убывающих к месту вахты работников, и которым будут розданы билеты работникам под подпись.
На основании ведомостей (отчетов бригадира) (также самостоятельно разработанных и утвержденных учетной политикой) возможно осуществлять в организации контроль за выданными билетами.
В таком случае авансовый отчет составляется непосредственно ответственным лицом (бригадиром).
Такой порядок, при котором исключается выдача из кассы электронных билетов каждому сотруднику, а также составление каждым сотрудником авансового отчета, позволит уменьшить документооборот в организации.
Работник не получает на руки билет, приобретенный организацией
Из п. 2 Приказа N 322 следует, что контрольный купон (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) оформляется и обязательно направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети пассажиру.
Из п. 1 Приложения к приказу Минтранса N 134, в свою очередь, следует, что электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации (электронный билет) представляют собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме. Это означает, что электронный билет существует только в электронно-цифровой (бездокументарной) форме. В письме Минфина России от 27.12.2007 N 03-03-06/1/893 изложено, что маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции. По мнению финансистов, если билет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами являются распечатка электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе и посадочный талон (письмо Минфина России от 27.12.2007 N 03-03-06/1/893). Если документ с названием «электронный билет» отвечает всем указанным требованиям, предъявляемым к содержанию маршрут-квитанции электронного билета, являющейся бланком строгой отчетности (в частности, содержит все обязательные реквизиты, установленные подп. 2 «а» п. 1 Приложения к приказу Минтранса N 134), то данный документ независимо от его названия (при наличии посадочного талона, подтверждающего перелет сотрудника по указанному в электронном авиабилете маршруту) может служить документом, подтверждающим расходы на приобретение электронного авиабилета.
То есть в рассматриваемой ситуации работники могут не получать проездные документы непосредственно на руки.
С учетом изложенного если организация при покупке билетов через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» не ведет расчеты с работниками по суммам, выданным им под отчет, а также в данном случае возможно не выдавать работникам денежные документы под отчет, то счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», по нашему мнению, использовать организации не придется. Как следует из Инструкции, данный счет предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы.
В данном случае авансовый счет для оформления расходов работника не используется на том основании, что:
— расходов на приобретение билетов работники не несли, денежных средств (подотчетных сумм) на эти цели не получали;
— работники не получали на руки денежные документы.
При этом составление и подача в бухгалтерию авансового отчета с приложением к нему подтверждающих документов связано с необходимостью производства отчета подотчетного лица за израсходованные деньги, за использование денежных документов (подп. 6.3 п. 6 Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У, постановление Двенадцатого ААС от 27.08.2019 N 12АП-9065/19).
Таким образом, если работники не будут участвовать в расчетах и им возможно будет для осуществления поездки (перелета) не получать билеты на руки, отражение расходов на приобретение билета в бухгалтерском учете организации возможно по дебету счетов учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом учета расчетов с перевозчиком (агентом).
Но как уже было отмечено, списание стоимости проездного документа на расходы организации следует производить с учетом нормы п. 18 ПБУ 10/99 по факту оказания услуг перевозчиком.
В данном случае заменить авансовый отчет, подтверждающий факт использования приобретенного организацией проездного документа, может любой документ, подтверждающий факт прибытия сотрудников к месту работы (журнал, лист учета и т.п.). Этот документ может быть составлен в произвольной форме, но с обязательным указанием всех реквизитов, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В момент выхода сотрудника, прибывшего на вахту на работу, в применяемом организацией документе (например журнале) ответственным лицом ставится отметка о том, что конкретный работник на определенное число месяца фактически явился к месту исполнения трудовых обязанностей. Число, указанное в этом документе в качестве даты выхода на работу, и будет являться датой, на которую в бухгалтерском (налоговом) учете следует признать расходы на доставку сотрудников. В качестве документов, подтверждающих факт прибытия работников, в принципе могут использоваться и табели учета рабочего времени (в этом случае расходы на доставку признаются на дату, указанную в качестве первого рабочего дня в табеле).
Таким образом, в последнем случае возможно отражение следующих операций по счетам учета:
— перечислены денежные средства перевозчику в оплату за билет;
— на дату, отраженную в документе, подтверждающем факт прибытия работника, признан расход и погашена дебиторская задолженность перевозчика.
Обращаем внимание, что изложенная ниже позиция является нашим экспертным мнением, что не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Ответ прошел контроль качества
Организация купила оборудование и перепродала его конечному покупателю. Клиент (конечный покупатель) вернул организации две штуки (из партии в количестве 14 штук). Организация вернула оборудование конечному поставщику. Причина возврата — не покрашено оборудование. Недостатки подлежат исправлению и передаче снова конечному покупателю.
Как отразить это в бухгалтерском и налоговом учете (при общем режиме налогообложения)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организации не следует корректировать (исправлять) доходы и расходы, связанные с реализацией.
Если у организации возникнуть расходы, связанные с устранением недостатков, то она может учесть их в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при должном документальном подтверждении.
Выставлять корректировочный счет-фактуру не следует.
Организация может учесть переданные товары для устранения недостатков на забалансовом счете.
Обоснование позиции:
Покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца, в частности, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок (п. 1 ст. 475 ГК РФ).
Требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в пунктах 1 и 2 ст. 475 ГК РФ, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.
Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ).
Налог на прибыль
Главой 25 НК РФ для данного случая не установлены особенности налогового учета. Соответственно, мы можем руководствоваться разъяснениями Минфина России и налоговых органов.
В рассматриваемом случае покупатель передает товар поставщику только для устранения недостатков, и после их исправления поставщик снова вернет данный товар покупателю. Как мы понимаем, исправления совершаются в рамках исполнения изначально заключенного между сторонами договора купли-продажи (поставки), договор не считается расторгнутым. В таком случае, на наш взгляд, осуществлять пересчет налоговый базы по налогу на прибыль за период, в котором был реализован товар с нарушениями требований к его качеству, не следует.
По нашему мнению, при передаче товара для устранения недостатков у поставщика не возникает доходов, поскольку отсутствуют поступления от покупателя, образующие экономическую выгоду для поставщика (ст. 41 НК РФ), равно как и выплаты в пользу покупателя. То есть в рассматриваемой ситуации поставщик (в том числе транзитный) не должен стоимость возвращенного покупателем товара для устранения недостатков учитывать в доходах. При этом не следует уменьшать сумму доходов от реализации соответствующего отчетного (налогового) периода на сумму выручки от реализации такого товара, а также сумма расходов не уменьшается на стоимость возвращаемого товара (письма Минфина России от 25.07.2016 N 03-03-06/1/43372, от 03.06.2010 N 03-03-06/1/378, от 05.02.2010 N 03-03-06/1/51, письмо УФНС России по г. Москве от 11.03.2012 N 16-15/020516@, письмо ФНС России от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182 (вопрос 4)).
Полагаем, к нашей ситуации можно применить разъяснения Минфина России для случаев с заменой товара. Так, в письме Минфина России от 14.06.2016 N 03-03-06/3/34278 финансисты указали, что если производится замена транспортного средства ненадлежащего качества по гарантии на транспортное средство, соответствующее условиям контракта, такая операция в целях налогообложения прибыли организаций не признается отдельной сделкой, а осуществляется в рамках первоначального договора поставки, в связи с чем в налоговом учете организации не происходит ошибок (искажений), не возникает доходов и расходов. Аналогичная позиция содержится и в письме Минфина России от 03.06.2015 N 03-07-11/31971.
В письме Минфина России от 05.02.2010 N 03-03-06/1/51 указано, что в том случае, когда покупатель потребовал от продавца безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, соответствующие расходы последнего подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ, как расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию.
При этом напомним, что общие критерии, которым должны удовлетворять расходы налогоплательщика для признания их в целях налогообложения прибыли, поименованы в п. 1 ст. 252 НК РФ. В соответствии с ними в целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (письма Минфина России от 09.12.2019 N 03-03-06/1/95331, от 17.12.2019 N 03-03-06/1/98767). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, носит открытый характер (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в составе расходов любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, при условии, что они не поименованы в ст. 270 НК РФ (письма Минфина России от 28.02.2019 N 03-03-07/12896 и от 28.01.2019 N 03-03-06/2/4675).
Таким образом, можно предположить, что если у транзитного поставщика возникнуть расходы, связанные с устранением недостатков (например, по перевозке, хранению товара или др.), то он может их учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при должном документальном подтверждении.
Если затраты подлежат возмещению конечным поставщиком, то суммы возмещения убытков включаются во внереализационные доходы на основании п. 3 ст. 250 НК РФ (смотрите Энциклопедию решений. Доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам, возмещения убытков или ущерба (в целях налогообложения прибыли)).
НДС
При передаче товара для устранения недостатков не происходит передачи права собственности на них, следовательно, не осуществляется реализация (п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 146 НК РФ).
Мы считаем, что в данной ситуации выставлять корректировочный счет-фактуру продавцу нет необходимости (как, например, при возврате товара), поскольку стоимость ранее отгруженных товаров не изменяется (п. 3 ст. 168 НК РФ, смотрите также Энциклопедию решений. В каких случаях продавец выставляет корректировочный счет-фактуру?).
Бухгалтерский учет
Нормы законодательства о бухгалтерском учете не содержат специальных правил отражения операций, связанных с получением некачественного товара поставщиком для устранения недостатков.
В данном случае покупатель, по сути, не возвращает товар поставщику (например, для замены на качественный), а только передает для исправления. Учитывая, что такие активы не потребляются, не продаются и не используются организацией, полагаем, что их не стоит учитывать в составе запасов на основании пп. 3, 5 ФСБУ 5/2019 «Запасы».
В соответствии с подп. «б» п. 4 ФСБУ 5/2019 Стандарт не распространяется на материальные ценности других лиц, находящиеся у организации в связи с оказанием ею этим лицам услуг по хранению, транспортировке, доработке, переработке, сервисному обслуживанию, продаже, в частности, по договорам складского хранения, транспортной экспедиции, поставки. С учетом этого полагаем, что транзитный поставщик может учесть переданные ему товары для устранения недостатков на забалансовом счете. Использовать для этого, полагаем, можно счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
В рассматриваемых нами обстоятельствах недостатки в качестве товара выявлены покупателем организации в рамках ее торговой деятельности (перепродажи). Следовательно, расходы, связанные с устранением недостатков товара (например, связанные с перевозкой), могут быть учтены организацией на счете 44 «Расходы на продажу» в составе расходов по обычным видам деятельности (пп. 5, 7, 9 ПБУ 10/99). Если же затраты подлежат возмещению, то эти суммы следует учесть на счете 76, субсчет «Расчеты по претензиям» (смотрите Энциклопедию решений. Учет доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам, возмещения убытков или ущерба).
Обращаем внимание, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с точкой зрения иных специалистов. Во избежание налоговых рисков целесообразно обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Федорова Лилия
Организация на УСН (доходы минус расходы) приобрела земельный участок и жилой дом на территории Смоленской области. Данные объекты поставлены на бухгалтерский учет в качестве основных средств.
Подлежит ли жилой дом налогообложению по налогу на имущество?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации у организации не возникает обязанностей по исчислению и уплате налога на имущество организаций и представлению декларации по данному налогу.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций (далее — налог на имущество) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
При этом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты налога на имущество, за исключением налога на имущество по объектам недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Перечень видов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ) определяется как кадастровая стоимость, приведен в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
К такому имуществу относятся, в частности, жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Обращаем внимание, что в силу ст. 16 ЖК РФ жилые дома относятся к жилым помещениям.
Вместе с тем налог на имущество организации является региональным налогом (ст. 14 НК РФ), который устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ). Причем особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 НК РФ могут определяться законами субъектов РФ (п. 2 ст. 372 НК РФ). В п. 2 ст. 378.2 НК РФ прямо указано, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, поименованных в подп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, могут определяться законом субъекта РФ.
Таким образом, субъект РФ при установлении особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в ст. 378.2 НК РФ, вправе самостоятельно определять те виды объектов недвижимого имущества, которые подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости. Говоря простым языком, региональные власти самостоятельно определяют конкретные виды такого рода объектов. Смотрите дополнительно письма ФНС России от 06.04.2020 N БС-3-21/2771@, от 20.03.2020 N БС-4-21/4873@.
Таким образом, налог на имущество организаций может исчисляться исходя из кадастровой стоимости только в отношении тех жилых помещений, которые поименованы в соответствующем законе субъекта РФ, при условии, что сведения о них имеются в ЕГРН и по ним определена кадастровая стоимость. Если данные условия не выполняются, то рассматриваемые объекты недвижимости подлежат обложению налогом на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ исходя из среднегодовой стоимости имущества. Смотрите также письма Минфина России от 27.05.2020 N 03-05-05-01/44384, от 28.04.2020 N 03-05-05-01/34448, от 19.02.2020 N 03-05-05-01/11570, от 02.10.2019 N 03-05-04-01/75869, ФНС России от 01.11.2019 N БС-4-21/22425@и др.
На территории Смоленской области налог на имущество введен в действие законом Смоленской области от 27.11.2003 N 83-з «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон N 83-з). В силу ст. 1.1 Закона N 83-з налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, организации, применяющие УСН, зарегистрированные на территории Смоленской области, могут признаваться налогоплательщиками налога на имущество организаций только в отношении перечисленных видов нежилой недвижимости, облагаемой исходя из кадастровой стоимости.
Жилые помещения налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости на территории Смоленской области не облагаются. Следовательно, в отношении таких помещений, включая жилые дома, организации, применяющие УСН, налогоплательщиками налога на имущество не являются и не должны исчислять и уплачивать данный налог и представлять по нему декларации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
В связи с изменениями на 2023 год как удерживать и выплачивать НДФЛ, если за вторую половину месяца (декабрь) зарплата будет выплачена в январе? Верно ли, что НДФЛ тоже следует выплатить весь в январе до 28.01.2023?
Заработная плата, фактически выплаченная в 2023 году, относится к доходам 2023 года, даже если она начислена за 2022 год. Это следует из положений ст. 223 НК РФ в редакции, вступающей в силу с нового года. По имеющимся разъяснениям, доходы (налоговую базу) 2022 года такие выплаты формировать уже не будут, в расчет 6-НДФЛ и в Справку о доходах за 2022 г. включаться не должны. Смотрите письмо ФНС России от 09.11.2022 N БС-4-11/15099@ (доведено до нижестоящих налоговых органов и размещено на официальном сайте ФНС).
Здесь же приведен пример заполнения формы 6-НДФЛ при выплате декабрьской зарплаты в январе 2023 года. В частности, разъяснено, что доходы в виде заработной платы, выплачиваемые 10.01.2023, и НДФЛ с данных доходов подлежат отражению в разделах 1 и 2 формы 6-НДФЛ за первый квартал 2023 года, а также в Справке о доходах за 2023 год.
Сам механизм исчисления и удержания НДФЛ не изменился — налог исчисляется на дату фактического получения дохода, определяемую по правилам ст. 223 НК РФ, а удерживается непосредственно из денежных средств при фактической выплате (пп. 3, 4 ст. 226 НК РФ).
Уплата налога, удержанного в 2023 году, будет производиться уже по правилам обновленной редакции п. 6 ст. 226 НК РФ (вступающей в силу с 01.01.2023):
— если выплата, а значит, исчисление и удержание НДФЛ, будет произведена с 1 по 22 января, то срок перечисления удержанного НДФЛ не позднее 30.01.2023 (с учетом п. 7 ст. 6.1 НК РФ);
— если же зарплата будет выплачена в период с 23 по 31 января, то срок перечисления удержанного налога не позднее 28.02.2023.
Иная ситуация обстоит с авансом (первой частью зарплаты), фактически выплаченным в декабре 2022 г. Учитывая легитимность действия п. 2 ст. 223 НК РФ до конца текущего года, эта часть выплаты относится к доходам 2022 года. А срок уплаты НДФЛ с этой части зарплаты будет зависеть от момента его удержания.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина
Ответ прошел контроль качества
Не все организации воспользовались годовой правительственной отсрочкой уплаты по страховым взносам за апрель, июнь, июль, сентябрь 2022 года. Многие продолжили их уплачивать, чтобы учесть их при расчете налога по УСН за 2022 год. Вскоре организации обнаружили, что налоговики отражают у себя эти суммы как переплату по страховых взносам и даже могут зачесть их в счет погашения налоговых долгов.
Могут ли организации учесть страховые взносы при расчете УСН за 2022 год?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация, подпадающая под отсрочку страховых взносов согласно постановлению Правительства РФ от 29.04.2022, вправе принять к расходам по УСН за 2022 год страховые взносы или уменьшить налог на них (при объекте «доходы»), если она продолжала их уплачивать в 2022 году в установленные НК РФ сроки.
Обоснование позиции:
Налогоплательщики с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» при определении налоговой базы учитывают только те расходы, которые приведены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. В частности, такие налогоплательщики вправе учесть суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с главой 26.2 НК РФ, и НДС, уплаченного в бюджет в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты; при этом расходы на уплату налогов, сборов и страховых взносов в общем случае учитываются в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком при самостоятельном исполнении обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов. При наличии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.
В свою очередь, согласно подп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики УСН с объектом «доходы» уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, в том числе на сумму: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством РФ. Законом установлено, что налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на сумму указанных расходов не более чем на 50 процентов.
Тем самым требования закона сводятся к тому, чтобы и в том и в другом случае страховые взносы были фактически уплачены в соответствующем налоговом (отчетном) периоде. Как видим, они не связаны с порядком отражения уплаченных страховых взносов в справке о состоянии расчетов с бюджетом. Кроме того, каких-либо особенностей уменьшения налога (авансовых платежей по налогу) в связи с переносом срока уплаты страховых взносов на основании постановления Правительства РФ от 29.04.2022 N 776 не установлено.
Заметим, что ни законодательство о налогах и сборах, ни постановление Правительства РФ от 29.04.2022 N 776 не запрещают уплачивать страховые взносы до наступления крайнего срока такого платежа. Более того, пп. 1, 9 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что плательщик вправе исполнить обязанность по уплате страховых взносов досрочно. Таким образом, полагаем, что организация, подпадающая под отсрочку страховых взносов согласно постановлению Правительства РФ от 29.04.2022, вправе принять к расходам по УСН за 2022 год страховые взносы или уменьшить налог на них (при объекте «доходы»), если она продолжала их уплачивать в установленные НК РФ сроки.
Не можем не отметить, что в экспертном сообществе существует иное мнение: «отсроченные» взносы даже при их уплате без учета отсрочки не учитываются в уменьшение налога или в составе расходов в периоде уплаты. Но большинство специалистов все-таки при этом поддерживают наш подход.
Официальных разъяснений по данному вопросу нами не обнаружено. Для более объективной оценки налоговых рисков налогоплательщик может обратиться за соответствующими разъяснениями непосредственно в Минфин России и (или) налоговые органы (ст. 21, 32, 34.2, 111 НК РФ). Обратиться в ФНС можно на официальном сайте посредством онлайн-сервиса «Обратиться в ФНС России» (https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/) или по телефону контакт-центра: 8-800-222-22-22.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга