ЕАЭС: электронное заявление – это быстро и удобно
С января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29.05.2014, устанавливающий принципы взаимодействия Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики и Российской Федерации в сфере налогообложения.
В частности, Договором о ЕАЭС внесены изменения, касающиеся порядка представления налогоплательщиками, осуществляющими импорт товаров с территории стран — членов ЕАЭС заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – Заявление). До 2015 года налогоплательщик — импортер товаров из государств — членов Таможенного союза, одновременно с налоговой декларацией, был обязан представить Заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде.
В соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, являющегося приложением №18 к Договору о ЕАЭС, помимо ранее предусмотренного порядка, плательщики получили возможность представления Заявления в налоговый орган через оператора электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, без предоставления бумажных версий заявления.
По результатам проверки Заявления, представленного указанным способом, налогоплательщику по ТКС незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки для передачи его по ТКС.
Копии составленного Заявления и сообщение налогового органа о проставлении отметки, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств) с 2015 года налогоплательщик – импортер вправе направить налогоплательщику — экспортеру в электронном виде.
Таким образом, новый механизм представления Заявлений в форме электронного документооборота имеет ряд преимуществ для налогоплательщиков:
- налогоплательщик незамедлительно информируется по ТКС о результатах проверки представленных Заявлений;
- отсутствует необходимость обращения в налоговый орган с целью получения Заявления с проставленными отметками налогового органа для его последующего направления экспортеру;
- сокращается бумажный документооборот между налогоплательщиком и налоговым органом;
- упрощается порядок направления копии Заявления с проставленными отметками налогового органа налогоплательщику-экспортеру.