На вопросы отвечают эксперты ГАРАНТ
В августе 2023 года обществом получено решение суда о снижении кадастровой стоимости объекта недвижимости с 01.01.2018. В решении указано, что данная кадастровая стоимость действует до 31.12.2021. Общество подготовило уточненные налоговые декларации по налогу на имущество с уменьшением налога к уплате за 2020 и 2021 годы. В связи с этим общество отразило доход прошлых лет по налогу на прибыль при расчете налоговой базы по налогу на прибыль за 2023 год.
Правильна ли выбрана позиция общества по налогу на прибыль? Должно ли общество подать уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2020 и 2021 годы?
Организация поступает правильно. Это подтверждается неоднократными разъяснениями чиновников, касающимися порядка исправлений по налогу на прибыль в случае подачи уточненных деклараций по налогу на имущество и уточнения обязательств вообще по имущественным налогам (смотрите письма Минфина России от 31.07.2020 N 03-03-07/67349, от 09.09.2019 N 03-03-06/1/69400, от 03.04.2019 N 03-03-06/1/23109, от 27.12.2018 N 03-03-06/1/95703).
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока (смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 N 10077/11).
Таким образом, в случае представления в последующих налоговых (отчетных) периодах уточненных расчетов (налоговых деклараций) по налогу на имущество организаций в связи с выявлением излишне уплаченной суммы указанного налога соответствующую корректировку следует рассматривать для целей налогообложения прибыли организаций как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил
Ответ прошел контроль качества
Какими налогами и страховыми взносами облагается компенсация работнику за медицинское обследование: в первом случае работник сам оплатил обследование и представил договор и кассовые чеки по оплате, во втором случае организация заключила договор с медицинским учреждением и оплатила расходы за медицинскую операцию сотрудника?
Согласно п. 10 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг своим работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным), подопечным в возрасте до 18 лет, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций.
Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями медицинским организациям расходов на оказание медицинских услуг налогоплательщикам, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям, законным представителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в банках.
То есть не имеет значения, прямая ли это оплата медицинских услуг работодателем или компенсация расходов физического лица.
В силу п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение организациями УСН предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций.
Поскольку организация на УСН не является плательщиком налога на прибыль, по мнению финансистов, норма п. 10 ст. 217 НК РФ об освобождении от обложения НДФЛ сумм, уплаченных работодателями за оказание медицинских услуг их работникам, упрощенцами не применяется (смотрите письма Минфина России от 11.12.2020 N 03-01-10/108791, от 10.12.2020 N 03-04-06/108150, от 16.03.2020 N 03-04-06/19819).
То есть имеется высокий риск, что у организации на УСН не примут освобождение от НДФЛ оплаты расходов физического лица на медицинское обследование. Но можно попробовать оспорить этот отказ в суде.
Смотрите материал: Оплата организацией на УСН оказанных физлицу медицинских услуг (М.Д. Самойлова, журнал «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2023 г.).
Что касается страховых взносов, то, по мнению чиновников, поскольку оплата стоимости лечения работников не поименована в перечне ст. 422 НК РФ, следовательно, подлежит обложению страховыми взносами (смотрите письма Минфина России от 25.01.2022 N 03-04-06/4455, от 24.01.2018 N 03-04-06/3828).
Такой подход тоже можно оспаривать только в судебном порядке (смотрите определение Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 307-КГ16-15884 по делу N А21-2218/2015 об обложении страховыми взносами компенсации расходов на оплату стоматологических услуг).
Имеет значение, по мнению судей, что данные выплаты не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), не предусмотрены трудовыми договорами.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил
Ответ прошел контроль качества
Гражданин имеет статус ИП. Он купил земельный участок, построил дом и продал его как физическое лицо другому физическому лицу. Расходы на строительство этого дома учитывались в отчетности ИП.
При формировании декларации по форме 3-НДФЛ по ИП можно ли отразить расходы на строительство дома, который был продан физическим лицом, при условии, что у ИП нет кода деятельности по ОКВЭД по продаже недвижимости и земельных участков? Можно ли применить имущественный вычет по покупке объектов недвижимости и земельных участков, которые приобретались в прошлом и позапрошлом годах?
По мнению финансистов, деятельность вне рамок тех видов деятельности, которые не указаны в ЕГРИП, не является предпринимательской (смотрите, например, письма Минфина России от 12.01.2022 N 03-04-06/824, от 22.11.2017 N 03-04-06/77155).
В то же время в письме ФНС России от 22.02.2019 N БС-4-11/3122@ высказана позиция, что единственным и достаточным критерием, законодательно обязующим физическое лицо, имеющее статус ИП, самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ с полученных от оказанных услуг доходов, является получение дохода от предпринимательской деятельности (смотрите также письмо ФНС России от 03.09.2018 N ЕД-19-2/263@).
Несвоевременное сообщение сведений о видах осуществляемой предпринимательской деятельности в ЕГРИП не может служить основанием для иной квалификации деятельности, которая по смыслу п. 1 ст. 2 ГК РФ является предпринимательской.
То есть предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Смотрите также письмо Федеральной налоговой службы от 7 мая 2019 г. N СА-4-7/8614@ «Об обзоре судебной практики по спорам, связанным с квалификацией деятельности физических лиц в качестве предпринимательской в целях налогообложения».
Таким образом, по нашему мнению, даже отсутствие в ЕГРИП кода 68.10 при наличии систематической деятельности по продаже домов и земельных участков данную деятельность можно признать предпринимательской и принимать расходы на их приобретение и дальнейшую подготовку к продаже в качестве профессионального вычета ИП.
В ином случае, очевидно, физическое лицо вправе применить имущественный вычет при продаже таких домов и участков.
Такой вычет предусмотрен подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ. Он предоставляется в размере, не превышающем 1 млн руб. в расчете на налоговый период (подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ).
В то же время согласно подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ вместо получения данного имущественного вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
Размер таких расходов не ограничен, главное, чтобы они были подтверждены документально.
При этом учитываются расходы за три предыдущих налоговых периода.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил
Ответ прошел контроль качества
В организации в 2022-2023 годах по гражданско-правовым договорам работали граждане Республики Узбекистан на патенте. У организации образовалась задолженность перед иностранными гражданами, работающими по договорам ГПД, в том числе за 2022 год.
Заявления об уменьшении НДФЛ на сумму фиксированных авансовых платежей были поданы в ФНС России, а также на соответствующих иностранцев-контрагентов получены уведомления на 2022 и 2023 годы.
В отчете 6-НДФЛ за 2022 год суммы доходов по ГПД у граждан Республики Узбекистан отражались в соответствии с договором и актами выполненных работ за 2022 год, то есть по начисленным доходам за оказанные услуги.
Сумма начисленного НДФЛ уменьшалась на суммы уплаченных авансовых платежей (на сумму оплаченного патента).
Организация планирует погасить задолженность по договорам ГПД за 2022 год в следующем году.
Правомерно ли будет выплатить работникам полную сумму по договору, при этом не удерживать НДФЛ, так как налог на доходы полностью был ими оплачен в виде патента в 2022 году?
В 2023 году изменились правила начисления НДФЛ с доходов. В расчете 6-НДФЛ указываются только выплаченные доходы.
Получается, что если по ГПД за 2023 год доход иностранными гражданами не выплачен, то и в отчете за 2023 год он отражаться не должен.
Но патент был полностью оплачен иностранными гражданами в 2023 году.
Можно ли выплатить задолженность по ГПД за 2023 год в 2024 году, уменьшив суммы НДФЛ на суммы оплаченного патента в 2023 году, или для этого нужно подать еще одно заявление об НДФЛ на 2024 год?
В 2024 годы договор ГПД уже не будет действовать.
В связи с изменением порядка уплаты НДФЛ в 2023 году в письме ФНС России от 14.02.2023 N ЗГ-3-11/2128@ указано следующее.
Сумма задолженности по заработной плате за 2021 год, выплаченная работникам организации в 2023 году, с учетом подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, относится к доходам налогового периода 2023 года и указывается в расчете по форме 6-НДФЛ за соответствующий период 2023 года, а также в приложении N 1 «Справка о доходах и суммах налога физического лица» к расчету по форме 6-НДФЛ за 2023 год.
При этом с учетом п. 6 ст. 81 НК РФ налоговому агенту в целях исключения суммы заработной платы, фактически не выплаченной работникам организации, необходимо внести соответствующие изменения в расчет по форме 6-НДФЛ за 2021 год и представить в налоговый орган уточненный расчет по форме 6-НДФЛ за 2021 год.
Таким образом, если в 2023 и 2024 году организация выплачивает долг работникам за 2022 год, при этом НДФЛ был в 2022 году исчислен, необходимо внести уточнения в расчеты по НДФЛ за 2022 год. Соответствующие суммы включать в доход 2023 и 2024 года на момент выплаты дохода, являющегося долгом.
Надо также иметь в виду, что согласно п. 6 ст. 227.1 НК РФ общая сумма налога с доходов налогоплательщиков, указанных в подп. 2 п. 1 этой статьи, исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.
То есть НДФЛ может быть уменьшен только в периоде действия патента. Такой вывод можно сделать, например, из письма Минфина России от 13.04.2020 N 03-04-05/29047.
Это значит, по нашему мнению, что выплаты дохода иностранному работнику в 2023 или 2024 годах не могут быть уменьшены на налог, указанный в патентах, относящихся к более ранним периодам. Также и доход, выплаченный в 2024 году, не может быть уменьшен на налог, указанный в патенте на 2023 год.
В такой ситуации иностранный гражданин может попробовать обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм НДФЛ (смотрите письмо ФНС России от 01.06.2015 N БС-2-11/653@).
Сумма излишне уплаченного НДФЛ подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика по форме, рекомендованной письмом ФНС России от 11.01.2023 N КЧ-4-8/105@. Возврат осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ с учетом трехлетнего срока.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил
Ответ прошел контроль качества
Организация на УСН занимается организацией конференций. В результате основными расходами являются: аренда помещения, аренда оборудования, затраты на питание, оплата услуг организаторов. Местом проведения конференции являются страны ближнего зарубежья (Армения, Грузия).
Возникает ли у организации обязанность по исчислению НДС при оплате услуг нерезидентам по аренде помещения, аренде оборудования, питанию (услуги кейтеринга)?
На основании п. 1 ст. 161 НК РФ налоговая база определяется налоговыми агентами в случае реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками — иностранными лицами, если местом реализации является территория Российской Федерации.
Место реализации услуг в целях исчисления НДС определяется согласно ст. 148 НК РФ.
Согласно п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг), в частности, не признается территория Российской Федерации, если услуги связаны с недвижимым или движимым имуществом, находящимся за пределами территории Российской Федерации. Прямо указывается, что это распространяется на услуги по аренде.
В свою очередь, местом реализации услуг на территории Российской Федерации признается деятельность по оказанию услуг, не предусмотренных подп. 1- 4.1, 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Услуги по проведению конференции не поименованы в указанных подпунктах и оказываются не на территории РФ. Следовательно, местом их оказания не является территория РФ.
Российская Федерация и Республика Армения являются членами Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014. То есть при приобретении услуг армянского исполнителя в целях уплаты НДС следует определить, территория какого государства признается местом оказания этих услуг на основании данного договора (п. 28 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС).
Согласно подп. 5 п. 29 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено подп. 1-4 п. 29 Приложения N 18 к Договору ЕАЭС.
Согласно подп. 1 и 2 п. 29 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если услуги связаны непосредственно с недвижимым или движимым имуществом, находящимся на территории этого государства-члена, в том числе по аренде.
Таким образом, перечисленные в вопросе услуги, оказываемые на территории Армении резидентом Армении, реализуются на территории Армении и не облагаются НДС в РФ, то есть обязанности налогового агента не возникают и в этом случае.
Отметим, что особые правила установлены в отношении консультационных и маркетинговых услуг как в ст. 148 НК РФ, так и в Договоре о ЕАЭС. Место их реализации определяется по местонахождению покупателя этих услуг.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил
Ответ прошел контроль качества
Два бюджетных учреждения одного ведомства заключили договор безвозмездного пользования (аренды) нежилым помещением в здании, находящимся в оперативном управлении, для осуществления деятельности по оказанию госуслуг. Подпадает ли данный договор под Стандарт «Аренда» или же согласно п. 4 его можно не применять в данном случае? Разрешение собственника (Росимущество) получено, но собственник не был инициатором передачи.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации Стандарт «Аренда» подлежит применению, это обусловлено тем, что собственник (Росимущество) только согласовал возможность заключения такого договора, а не инициировал передачу имущества. В то же время для исключения рисков претензий со стороны должностных лиц органов финконтроля относительно квалификации указанного договора учреждению целесообразно располагать документами, подтверждающими, что согласование договора безвозмездного пользования не является способом реализации полномочий собственника имущества в части предоставления бюджетному учреждению имущества, необходимого для оказания государственных услуг.
Обоснование вывода:
При получении по договору безвозмездного пользования любого имущества как от юридических, так и от физических лиц, организации бюджетной сферы отражают операции в учете согласно положениям Стандарта «Аренда» с учетом предусмотренных исключений (пп. 2, 8 Стандарта «Аренда»).
Так, в соответствии с положениями подп. «г», «д», «е» п. 4 Стандарта «Аренда», п. 333 Инструкции N 157н, объектами аренды не являются:
— имущество, которое по решению собственника (учредителя) предоставлено в безвозмездное пользование для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признаваемого для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя);
— имущество, предоставленное в безвозмездное пользование в силу обязанности, возникающей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
— предоставленное в безвозмездное пользование имущества в целях его совместного владения и пользования (без объединения имущества) субъектами учета для выполнения (в целях обеспечения выполнения) возложенных на них государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг.
В первом и третьем случаях речь идет о тех ситуациях, когда уполномоченные органы не используют предусмотренный законом механизм закрепления объектов на праве оперативного управления и заменяют его безвозмездным пользованием. Соответственно основанием для применения исключений будет являться распорядительный документ органа по управлению имуществом и (или) органа-учредителя.
В данном случае, для оценки необходимости применения Стандарта «Аренды» в рамках договора безвозмездного пользования нежилым помещением, закрепленным на праве оперативного управления за одним из бюджетных учреждений, сторонам такого договора необходимо располагать информацией от собственника о том, является ли факт согласования договора безвозмездного пользования только согласованием возможности заключения бюджетными учреждениями такого договора в рамках осуществления полномочий, либо таким способом были реализованы полномочия собственника имущества в части предоставления бюджетному учреждению имущества, необходимого для реализации возложенных на него функций, без закрепления за ним права оперативного управления на такое имущество.
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации инициатива заключения такого договора принадлежит учреждениям, Стандарт «Аренда» подлежит применению, это обусловлено тем, что собственник (Росимущество) только согласовал возможность заключения такого договора. В то же время, для исключения рисков претензий со стороны должностных лиц органов финконтроля относительно квалификации указанного договора, учреждению целесообразно располагать документами, подтверждающими, что согласование договора безвозмездного пользования не является способом реализации полномочий собственника имущества в части предоставления бюджетному учреждению имущества, необходимого для оказания государственных услуг.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Ответ прошел контроль качества
Заем предоставляется (перечисляется на расчетный счет сотрудника) до сделки купли-продажи квартиры. Следовательно, и налоговый орган подтвердит право налогоплательщика на имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретенное жилье не сразу.
Какие у организации как у налогового агента будут обязательства до подтверждения такого права?
Согласно абзацу 5 подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ материальная выгода, указанная в абзацах 3 и 4 подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ, освобождается от налогообложения при условии наличия права у налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, установленного подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ, подтвержденного налоговым органом в порядке, предусмотренном п. 8 ст. 220 НК РФ.
Это условие (наличие подтвержденного права) является безусловным и при отсутствии соответствующего подтверждения доход в виде материальной выгоды с 01.01.2024 облагается НДФЛ в общем порядке, установленном для налогообложения материальной выгоды.
По этому поводу в разъяснениях чиновников отмечается, что в соответствии с п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
Суммы налога, удержанные с доходов налогоплательщика в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами до представления налогоплательщиком подтверждения его права на получение имущественного налогового вычета, по мнению чиновников, не являются излишне удержанными и, соответственно, под действие ст. 231 НК РФ не подпадают.
При наличии у налогоплательщика права на получение имущественного налогового вычета за возвратом сумм налога на доходы физических лиц, удержанных до представления подтверждения права на получение имущественного налогового вычета, в соответствии с положениями ст. 78 НК РФ налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства.
Об этом сказано в письмах Минфина России от 13.04.2011 N 03-04-06/6-87, от 24.07.2013 N 03-04-05/29212, от 21.03.2013 N 03-04-06/8790.
В то же время в некоторых разъяснениях имеется следующее дополнение к указанной позиции. Чиновники утверждают, что в таких случаях применяются положения п. 3 ст. 226 НК РФ, согласно которым исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Таким образом, по мнению чиновников, начиная с месяца, в котором налогоплательщик представил работодателю подтверждение его права на получение имущественного налогового вычета, суммы налога, удержанные налоговым агентом с его доходов в виде материальной выгоды по ставке 35 процентов, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом по суммам доходов работника, подлежащим налогообложению по ставке 13 процентов (смотрите письма Минфина России от 21.03.2013 N 03-04-06/8790, от 06.06.2008 N 03-04-07-01/90, от 07.03.2008 N 03-04-06-01/53).
По нашему мнению, такой подход спорен и является небезопасным для налогового агента.
Но в любом случае за возвратом сумм налога на доходы физических лиц, удержанных до представления подтверждения права на получение имущественного налогового вычета, в соответствии с положениями ст. 78 НК РФ налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил
Ответ прошел контроль качества
Организация «А» (УСН, доходы минус расходы) выдала заем организации «Б». В счет частичного возврата данного займа организацией «Б» был выдан собственный беспроцентный вексель, который впоследствии был передан участнику организации «А» в качестве выплаты действительной стоимости доли при выходе из состава общества. Существуют ли налоговые риски для организации «А» в виде признания суммы данного векселя доходом при обложении налогом по УСН?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Существует вероятность признания обществом дохода от выбытия ценной бумаги. Однако, учитывая кассовый метод определения дохода по УСН, поскольку ни оплаты, ни встречного предоставления от участника, превышающего стоимость действительной стоимости доли не поступает, дохода не возникает.
При этом возможность признания обществом соответствующих расходов не усматривается.
Обоснование позиции:
Если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).
При определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пп. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. В частности, в составе доходов в подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ поименованы доходы от реализации в том числе имущественных прав (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
На основании п. 2 ст. 38, п. 1 ст. 39 НК РФ, ст. 128, п. 2 ст. 142 ГК РФ передача ценных бумаг (в том числе векселей) в собственность другому лицу признается реализацией имущественных прав. Следовательно, при передаче векселя третьего лица другому лицу у передающей стороны возникает доход от реализации векселя, подлежащий налогообложению. Аналогичная точка зрения нашла отражение в письмах Минфина России от 10.10.2006 N 03-11-04/2/202, от 20.02.2016 N 03-11-06/2/9917.
Указанный доход возникает на дату передачи векселя.
По нашему мнению, в данной ситуации переданный вексель третьего лица не является средством платежа, а представляет собой свидетельство передачи обществом участнику имущественного права. Подобный по сути вывод сделан в определении ВАС РФ от 31.08.2011 N BAC-11157/11.
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что на дату передачи векселя участнику общества у передающей организации возникает доход от передачи имущественного права, учитываемый при определении налоговой базы по УСН.
Вместе с тем на основании подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при налогообложении УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Подпунктом 10 п. 1 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
В письмах Минфина России от 04.03.2013 N 03-03-06/1/6365, от 11.02.2013 N 03-03-06/2/3365 делается вывод, что выданный вексель следует рассматривать как заключение договора займа (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 N 9995/09).
Однако данный вывод, по мнению чиновников, справедлив в отношении векселедателя. Для векселедержателя такая операция рассматривается финансистами как операция с ценными бумагами.
В свою очередь, из других разъяснений финансового ведомства следует, что при передаче векселя по индоссаменту третьему лицу стоимость указанной ценной бумаги в состав расходов не включается. Данная точка зрения нашла отражение в письмах Минфина России от 17.05.2006 N 03-11-04/2/109, от 06.03.2006 N 03-11-04/2/55.
Таким образом, можно предположить, что у организации в рассматриваемой ситуации имеются предпосылки для признания дохода от выбытия ценной бумаги. При этом стоимость векселя в расходах в целях налогообложения не учитывается.
В то же время в данном случае необходимо учитывать следующее.
Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества при выходе из хозяйственного общества реализацией товаров не признается в силу подп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ.
В письме Минфина России от 07.09.2020 N 03-07-11/78450 указано, что при определении понятия «первоначальный взнос участника хозяйственного общества» следует руководствоваться нормами гражданского законодательства.
В свою очередь, в письмах Минфина России от 16.07.2019 N 03-07-11/52674, от 20.07.2018 N 03-02-07/1/53331, от 07.09.2020 N 03-07-11/78450 сделан вывод о том, что для целей, в частности, ст. 39 НК РФ под первоначальным взносом понимается действительная стоимость доли участника ООО в уставном капитале этого общества, определяемая в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ).
Если исходить из логики данных писем, то с учетом п. 6.1 ст. 23 Закона N 14-ФЗ получается, что при передаче выходящему из ООО участнику векселя, стоимость которого равна (или меньше) действительной стоимости его доли, отсутствует факт реализации ООО ценной бумаги. Соответственно, ООО не обязано признавать и выручку от реализации при расчете налоговой базы, что, по нашему мнению, согласуется с нормами п. 1 ст. 41 НК РФ, ведь, по сути, ООО не получает экономической выгоды при выходе участника из общества (смотрите также постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.04.2014 N Ф01-1107/14).
Ранее финансовое ведомство исходило из того, что под вкладом (взносом) участника хозяйственного общества понимаются взносы участника в уставный капитал общества (смотрите, например, письмо Минфина России от 06.09.2010 N 03-04-06/2-204). В письмах Минфина России от 16.06.2021 N 03-11-06/2/47337, от 25.03.2021 N 03-11-06/2/21517 сказано, что при передаче имущества по стоимости в пределах первоначального взноса учредителю (участнику) общества у ликвидируемого общества объект налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не возникает. В случае передачи учредителю (участнику) общества имущества по стоимости, превышающей стоимость первоначального взноса, указанное превышение признается реализацией имущества, доход от которой подлежит налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, в общеустановленном порядке. В таком случае если размер вклада (взноса) выходящего участника в уставный капитал общества менее причитающейся ему действительной стоимости доли, то возникают формальные основания для признания факта реализации обществом векселя, передаваемого выходящему участнику в части стоимости, превышающей размер вклада (взноса) участника в уставный капитал, и отражения дохода в налоговом учете (смотрите письма Минфина России от 23.09.2013 N 03-03-06/1/39243, от 07.06.2012 N 03-04-06/3-157).
В этой связи нужно учитывать, что если стоимость передаваемого выходящему участнику имущества (векселя) превышает величину вклада, то вексель в части такого превышения следует считать переданным безвозмездно (письмо Минфина России от 02.11.2011 N 03-03-06/4/125), что также не подразумевает признания дохода в целях применения УСН, поскольку отсутствует экономическая выгода (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).
В качестве аргумента, позволяющего говорить об отсутствии у ООО дохода, можно привести также норму п. 1 ст. 346.17 НК РФ, согласно которой датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод). При выдаче доли как имуществом, так и денежными средствами поступления на счет организации отсутствуют.
Обращаем внимание, что данный ответ выражает наше экспертное мнение и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе. В целях минимизации налоговых рисков организация вправе обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту учета и/или в Минфин России (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Также в ФНС России можно обратиться по телефону единого контакт-центра: 8-800-222-22-22.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
В 2023 году и ранее на счете 97 «Расходы будущих периодов» в соответствии с учетной политикой организация учитывала все суммы страховых премий, все неисключительные права на программное обеспечение, а также расходы по освоению лесов, деятельность по заготовке древесины на которых еще не ведётся. В связи с вступлением в действие ФСБУ 14/2022 с 01.01.2024 программное обеспечение с оставшимся сроком использования на 01.01.2024 более 12 мес. должно быть перенесено на НМА (нематериальный актив) в межотчетный период? Можно ли продолжать учитывать на счете 97 в 2024 году суммы страховых премий сроком на 12 мес., неисключительные права на программное обеспечение сроком использования до 12 мес. и расходы на освоение лесов?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Учтенные на счете 97 неисключительные права на программные продукты, соответствующие условиям, названным в п. 4 ФСБУ 14/2022 Нематериальные активы, следует переклассифицировать в НМА.
Неисключительные права на программные продукты со сроком полезного использования, не превышающим 12 месяцев, не соответствующие условиям признания в качестве НМА, следует учитывать в прежнем порядке.
В соответствии с принятой учетной политикой организация может продолжать учитывать на счете 97 суммы страховых премий и затрат на освоение лесов при условии, что эти суммы отвечают понятию активов.
Обоснование позиции:
1. Неисключительные права на программное обеспечение
В соответствии с ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов, действующим до 2024 года, приобретенные по лицензионному договору неисключительные права на использование результата интеллектуальной деятельности объектами НМА не признаются, так как не отвечают критериям признания актива объектом НМА, перечисленным в п. 3 этого стандарта.
С 1 января 2024 года бухгалтерский учет нематериальных активов и капитальных вложений в такие активы ведется на основании ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».
Положениями ФСБУ 14/2022 предусмотрено, что объект признается НМА, если единовременно выполняются все условия, названные в п. 4 ФСБУ 14/2022.
Так, одним из условий признания объекта нематериальным активом является то, что данный актив способен приносить организации экономические выгоды в будущем, на получение которых организация имеет право. В частности, в отношении такого актива у организации при его приобретении возникли исключительные права, а также права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив (подп. «г» п. 4 ФСБУ 14/2022).
Таким образом, в соответствии с ФСБУ 14/2022 полученные по лицензионному договору права на использование программ для ЭВМ и баз данных являются объектами НМА (при обязательном соблюдении всех условий из п. 4 ФСБУ 14/2022). Аналогичный вывод следует из разъяснений Минфина, изложенных в Информационном сообщении от 18.07.2022 N ИС-учет-40.
По общему правилу, установленному п. 52 ФСБУ 14/2022, последствия изменений учетной политики в связи с началом применения названного стандарта отражаются ретроспективно (как если бы он применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни).
Вместе с тем в силу п. 53 ФСБУ 14/2022 организация вправе применять новые правила перспективно и не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному 2024 году. В этом случае:
а) в отношении объектов, которые в соответствии с ФСБУ 14/2022 должны быть признаны как НМА и в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе НМА, организация должна на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) определить оставшийся срок полезного использования и ликвидационную стоимость объектов. Возникшие в связи с этим корректировки величин, отражающих погашение стоимости объектов нематериальных активов, отражаются как изменения оценочных значений. При этом балансовая стоимость таких объектов нематериальных активов на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) не корректируется;
б) в отношении объектов, которые по новым правилам должны быть признаны как НМА, но в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе активов других видов, организация должна на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) переклассифицировать их в НМА, признать балансовую стоимость в качестве их первоначальной стоимости и определить оставшийся срок полезного использования, способ начисления амортизации и ликвидационную стоимость. Определенные в связи с этим величины погашения стоимости объектов НМА отражаются как изменения оценочных значений;
в) в отношении объектов, которые ранее учитывались в составе НМА, но в соответствии с ФСБУ 14/2022 таковыми не являются, на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) необходимо списать балансовую стоимость таких объектов в порядке единовременной корректировки на нераспределенную прибыль организации (за исключением случаев переклассификации таких объектов в другой вид активов).
Изменения балансовой стоимости нематериальных активов в связи с началом применения нового стандарта, которые не связаны с изменениями других статей бухгалтерского баланса, списываются на нераспределенную прибыль организации (п. 54 ФСБУ 14/2022).
С учетом изложенного, учтенные на счете 97 неисключительные права на программные продукты, соответствующие условиям, названным в п. 4 ФСБУ 14/2022, следует переклассифицировать в НМА, признать балансовую стоимость в качестве их первоначальной стоимости и определить оставшийся срок полезного использования, способ начисления амортизации и ликвидационную стоимость (подп. «б» п. 53 ФСБУ 14/2022).
Неисключительные права на программные продукты со сроком полезного использования, не превышающим 12 месяцев, не соответствуют понятию НМА, в связи с чем такие объекты следует учитывать в прежнем порядке и не включать в состав НМА (смотрите также Вопрос: Приобретено неисключительное право на использование программы сроком на один год и стоимостью 130 000 руб. В ноябре 2023 году ФСБУ 14/2022 не применялся, неисключительное право учитывается на счете 97, стоимость на 01.01.2024 составляет 108 333 руб. Как перейти на применение ФСБУ 14/2022, если стоимость неисключительного права более 100 тыс. руб., а срок использования — десять месяцев? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2023 г.)).
2. Отражение затрат на страхование и на освоение лесов на счете 97
Переход на применение ФСБУ 14/2022 и соответствующих положений ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» не меняет порядок отражения затрат на счете 97 (если организация закрепила возможность использования этого счета в своей учетной политике).
При этом, принимая решение об отражении затрат в качестве расходов будущих периодов, необходимо учитывать следующее.
Сальдо по счету 97 формирует данные об активах организации. Актив признается в бухгалтерском балансе, когда вероятно получение организацией экономических выгод в будущем от этого актива и когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности (п. 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997) (далее — Концепция)).
К активам относят любую собственность независимо от формы (материальная или нематериальная), а также контролируемые организацией ресурсы и затраты, имеющие денежную оценку, от которых в будущем ожидается экономическая выгода (подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Активы для целей бухгалтерского учета).
Считается (п. 7.2.1 Концепции), что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:
а) использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
б) обменен на другой актив;
в) использован для погашения обязательства;
г) распределен между собственниками организации.
Аналогичное определение и критерии признания актива содержатся в п. 4.3 Концептуальных основ представления финансовых отчетов (приняты советом по МСФО): активом является экономический ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий. Экономический ресурс — это право, которое обладает потенциалом создания экономических выгод (смотрите пункты 4.14-4.18 Концептуальных основ МСФО).
Экономический ресурс может создавать экономические выгоды для организации за счет предоставления ей права или обеспечения возможности совершать, например, одно или несколько из следующих действий:
(a) получать предусмотренные договором денежные потоки или другой экономический ресурс;
(b) обмениваться экономическими ресурсами с другой стороной на выгодных условиях;
(c) обеспечивать поступление денежных средств или избегать выбытия денежных средств, например, посредством:
(i) использования данного экономического ресурса либо в отдельности, либо в сочетании с другими экономическими ресурсами для производства товаров или предоставления услуг;
(ii) использования данного экономического ресурса для увеличения стоимости других экономических ресурсов; или
(iii) передачи данного экономического ресурса в аренду другой стороне;
(d) получать денежные средства или прочие экономические ресурсы в результате продажи данного экономического ресурса; либо
(e) погашать обязательства путем передачи данного экономического ресурса.
Следовательно, в случаях, когда нет вероятности того, что понесенные затраты принесут организации экономические выгоды в периоды, следующие за отчетным, в бухгалтерском балансе актив не признается. Соответственно, нет оснований для отражения затрат на счете 97, т.е. соответствующая сумма должна быть списана в расходы того периода, в котором эти расходы возникли.
Вышеизложенное в полной мере касается и страховых премий, и сумм затрат, возникших в связи с освоением лесов, деятельность по заготовке древесины на которых еще не ведется.
В настоящее время специалисты исходят из того, что уплаченные страховщику суммы страховой премии могут отражаться в качестве расходов по обычным видам деятельности либо единовременно, либо равномерно в течение срока действия договора страхования. Конкретный счет бухгалтерского учета расходов (возможность использования счета 97) и период признания затрат в составе расходов организация может самостоятельно установить в учетной политике.
Отметим, что в документе, обозначенном как Толкование Р112 «Об участии организации в договорах страхования в качестве страхователя» (утвержден комитетом по толкованиям 30.06.2011, далее — Толкование), выражена позиция членов профессионального бухгалтерского сообщества в отношении учета затрат на страхование. В частности, в п. 7 Толкования отмечается, что участие в договорах страхования не приводит к возникновению в бухгалтерском учете организации-страхователя расходов будущих периодов.
Однако согласно п. 2 того же документа Толкование не применяется в отношении страхования, осуществляемого организациями-страхователями в пользу третьих лиц, когда участие организации в договоре ограничивается уплатой страхового взноса и не зависит от последующих отношений страховщика и застрахованного лица.
Смотрите дополнительно: Энциклопедия решений. Учет расходов на имущественное страхование (декабрь 2023); Энциклопедия решений. Как в бухгалтерском учете отражать расходы на добровольное медицинское страхование (ДМС) (декабрь 2023).
Затраты, возникшие в связи с освоением лесов, способные обеспечить получение организацией экономических выгод в будущем, могут признаваться в бухгалтерском учете путем обоснованного распределения расходов между отчетными периодами, если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем (требования п. 18 и п. 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). В таком случае затраты могут отражаться на счете 97.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошкина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
С 1 января 2024 года не облагать НДФЛ и страховыми взносами можно только суточные в пределах норматива: 700 руб. — по РФ, 2500 руб. — заграница.
В организации утверждено Положение о разъездном характере, в котором указаны должности, а именно водители грузовых автомобилей. В трудовом договоре также указан разъездной характер работы.
Организация платит суточные водителям, если поездка составила более одного дня. НДФЛ и страховые взносы не начисляет с этих сумм.
Ограничения, вступающие в силу с 1 января 2024 года, по налогообложению НДФЛ и страховыми взносами суточных при разъездном характере работ распространяются в том числе и на водителей, которым установлен разъездной характер работы?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Ограничения, вступающие в силу с 1 января 2024 года, по налогообложению НДФЛ и страховыми взносами суточных при разъездном характере работ распространяются в том числе и на водителей, которым установлен разъездной характер работы.
Обоснование позиции:
С 2024 года вступят в силу поправки в Налоговый кодекс, касающиеся начисления НДФЛ и страховых взносов.
В частности, с 1 января 2024 года не подлежат налогообложению НДФЛ и страховыми взносами доходы в виде суточных или полевого довольствия работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, в размере не более 700 рублей за каждый день выполнения работы (нахождения в пути) на территории РФ и не более 2500 рублей за каждый день выполнения работы (нахождения в пути) за пределами РФ (п. 28, п. 123 ст. 2, ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
Согласно ст. 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
— расходы на проезд;
— расходы на наем жилого помещения;
— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
— иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения таких расходов, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
При этом ТК РФ не содержит понятия разъездного характера работы и не указывает на конкретные трудовые обязанности, при исполнении которых работа может считаться разъездной (смотрите письма Минфина России от 27.07.2018 N 03-04-06/53068, от 20.01.2014 N 03-11-06/2/1482). Роструд и Минтруд России в письмах от 12.12.2013 N 4209-Т3 и от 02.09.2020 N 14-2/ООГ-14185, от 18.09.2020 N 14-2/ООГ-15047 разъяснили, что разъездной считается работа, при которой работник выполняет свои должностные обязанности вне расположения (за пределами) организации.
В рассматриваемом случае суточные, в соответствие с Положением о разъездном характере работы, выплачиваются в том числе водителям, если поездка составила более 1 дня. В трудовом договоре с водителями также прописан разъездной характер работы.
Следовательно, с 1 января 2024 года суточные, выплачиваемые водителям, которым установлен разъездной характер работ, не облагаются НДФЛ и страховыми взносами только в пределах установленных лимитов, а именно в размере не более 700 рублей за каждый день выполнения работы (нахождения в пути) на территории РФ и не более 2500 рублей за каждый день выполнения работы (нахождения в пути) за пределами РФ.
Напомним, что на сегодняшний день суточные сотрудникам с разъездным характером работы не облагаются НДФЛ и страховыми взносами в размере, установленном локальным актом организации (письмо Минфина России от 24.02.2021 N 03-04-06/12696). Несение таких расходов предполагает, что их фиксированный размер определяется заранее, отчитываться о расходовании этих средств дополнительно не требуется, достаточно документов, подтверждающих сам факт совершения поездки с проживанием вне места постоянного жительства (определение Нижегородского областного суда от 22.03.2022 N 33-2392/2022, постановление Девятнадцатого ААС от 08.02.2017 N 19АП-8434/16, постановление Девятнадцатого ААС от 08.02.2017 N 19АП-8434/16).
В заключение отметим, что в отношении налога на прибыль главой 25 НК РФ не установлено каких-либо нормативов признания данных расходов в налоговом учете, поэтому они могут учитываться в фактических суммах, установленных Положением о разъездном характере работы (Энциклопедия решений. Как учитываются в целях налогообложения прибыли выплаты при разъездном характере работы?).
Обращаем внимание, что все вышеизложенное является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов.
Напоминаем, что организация вправе обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ. Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Также возможно обращение в контакт-центр ФНС России по телефону 8-800-222-2222.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Полякова Елизавета
Ответ прошел контроль качества
Каков порядок учета лицензий на программные продукты с 2024 года в бухгалтерском и налоговом учете?
Программы для электронных вычислительных машин являются результатами интеллектуальной деятельности (подп. 2 п. 1 ст. 1225 ГК РФ).
Бухгалтерский учет
Под капитальными вложениями в НМА понимаются затраты организации на приобретение, создание и улучшение объектов нематериальных активов (п. 5 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»).
К капитальным вложениям в НМА относятся, в частности, затраты на приобретение исключительных прав, прав в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование таких прав, на РИД и средства индивидуализации, предназначенные для использования непосредственно в качестве объектов НМА (подп. «к» п. 5 ФСБУ 26/2020).
Поскольку программы для ЭВМ являются интеллектуальной собственностью, то созданная сторонними лицами программа для ЭВМ, права на которую получены в соответствии с лицензионными договорами, при обязательном соблюдении всех условий из п. 4 ФСБУ 14/2022 учитываются в составе НМА.
С учетом изложенного организации необходимо произвести определенные корректировки в бухгалтерском учете по переквалификации активов.
Если у организации есть ранее заключенные лицензионные договоры, то по состоянию 1 января первого года применения ФСБУ 14/2022 (в межотчетный период) объекты бухгалтерского учета, которые в соответствии с ФСБУ 14/2022 должны быть признаны НМА, но ранее учитывались в составе активов других видов, переклассифицируются в НМА и признаются в учете уже в этом качестве (подп. «б» п. 53 ФСБУ 14/2022).
При этом в бухгалтерском учете при переквалификации программы для ЭВМ в НМА могут быть сделаны следующие записи:
Дебет счета 04 субсчет «НМА, полученные в пользование»
Кредит счета 97 субсчет «НМА, полученные в пользование»
— отражены в качестве НМА, полученных в пользование, объекты, ранее учитываемые как расходы будущих периодов;
Кредит счета 012
— списаны НМА, полученные в пользование, в связи с переходом на ФСБУ 14/2022.
Налог на прибыль организаций
Порядок учета лицензий при налогообложении прибыли организаций не изменился.
Если расходы на приобретение программ для ЭВМ будут удовлетворять критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, то организация вправе принять их к учету в соответствии с подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письма Минфина России от 30.01.2017 N 03-03-06/1/4386, от 12.02.2016 N 07-01-09/7509).
С учетом нормы абзаца третьего п. 1 ст. 272 НК РФ организация вправе самостоятельно устанавливать срок, в течение которого расходы на приобретение прав на использование программ для ЭВМ и баз данных будут равномерно учитываться для целей налогообложения прибыли (письма Минфина России от 18.03.2014 N 03-03-06/1/11743, от 18.03.2013 N 03-03-06/1/8161, от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14039). Смотритп также постановление АС Восточно-Сибирского округа от 29.07.2019 N Ф02-3346/19 по делу N А74-16385/2018).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Ответ прошел контроль качества
Поставщик из Республики Беларусь оказал организации услугу по технической оценке пригодности труб на номинальное давление. Представитель поставщика приехал в Россию для проверки системы производственного контроля заявленной продукции. После окончания оказания услуги был выставлен акт. В акте указано место составления — Республика Беларусь, г. Минск, а в приложенном к нему отчете местом проведения проверки указана РФ.
Является ли организация налоговым агентом по НДС? Должна ли она уплатить его в бюджет?
Исходя из представленной информации, мы можем сделать вывод, что организация является налоговым агентом по НДС по оказанным белорусским поставщиком услугам.
Обязанности налогового агента при оказании услуг иностранной организацией возникают, если такая иностранная организация оказывает свои услуги не через представительство или филиал, расположенные в Российской Федерации, и если эти услуги облагаются НДС в Российской Федерации (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ).
Российская Федерация и Республика Беларусь являются членами Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014. То есть при приобретении услуг белорусского исполнителя в целях уплаты НДС следует определить, территория какого государства признается местом оказания этих услуг (п. 28 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Согласно подп. 5 п. 29 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено пп. 1-4 п. 29 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС.
То есть можно было бы полагать, что поскольку работы выполняются белорусским поставщиком, то и местом реализации работ является Белоруссия.
Но из этого правила есть исключения, а именно названные подп. 1-4 п. 29 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС.
В частности, местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства-члена.
В данном случае движимое имущество (трубы) в момент выполнения работ находилось именно на территории РФ. Следовательно, и местом реализации работ следует считать РФ.
Документами, подтверждающими место реализации работ, услуг, согласно п. 30 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС, являются: договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками государств — членов ЕАЭС; документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг, иные документы, предусмотренные законодательством государств — членов ЕАЭС.
Одним из таких документов может являться отчет, в котором, как сообщается, указано место проведения проверки — Российская Федерация. При этом место составления акта, очевидно, не имеет значения, так как ничего не говорит о фактическом месте реализации работ.
По нашему мнению, в данном случае местом реализации работ является Российская Федерация, то есть данные работы облагаются НДС не в Белоруссии, а в Российской Федерации, а российская организация является налоговым агентом.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил
ООО на общей системе налогообложения создано 30.04.2020. Код вида деятельности по ОКВЭД — 68.20 «Сдача имущества в аренду». Зарегистрирована в г. Москве (ИФНС N 23).
10.08.2020 ООО создало обособленное подразделение в г. Новомосковске Тульской области (без выделенного баланса, без наделения правом выплаты зарплаты). В организацию были приняты два сотрудника: генеральный директор — 10.07.2020 в головное подразделение (0,1 ставки, внешний совместитель), главный инженер — 10.08.2020 в обособленное подразделение (основное место работы).
Все амортизируемое имущество находилось в обособленном подразделении (недвижимость сдается в аренду). Более амортизируемого имущества организация не имела.
В учетной политике закреплен порядок расчета доли прибыли обособленного подразделения исходя из среднесписочной численности работников.
С момента создания обособленного подразделения и по девятый месяц 2023 года по указанным критериям доля прибыли обособленного подразделения составляла 100%.
В 4 квартале произошли изменения:
1. В октябре 2023 года ООО покупает недвижимое имущество (помещения) в г. Москве (территориально другой район Москвы (ИФНС N 14), не по адресу головного подразделения) с целью дальнейшей сдачи имущества в аренду. Помещения введены в эксплуатацию 01.11.2023. Обособленного подразделения там нет. Сейчас происходит поиск арендаторов.
2. 30.11.2023 главный инженер в обособленном подразделении уволился с основного места работы и с 01.12.2023 был принят в это же обособленное подразделение, но по внешнему совместительству (ставка 0,1).
Таким образом, исходя из новых обстоятельств доля распределения прибыли изменится с 4 квартала 2023 года.
Если приобретенная в 4 квартале недвижимость находится не по адресу головного подразделения (другой район г. Москвы) и обособленного подразделения там нет, то будет ли она относиться к амортизируемому имуществу по организации в целом в расчете и увеличивать таким образом долю прибыли, уплачиваемую в бюджет головной организацией (ИФНС N 23)? Верно ли, что в ИФНС N 14 будет уплачиваться только налог на имущество?
При определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества учитывается имущество того обособленного подразделения, в котором имущество фактически используется для получения дохода, вне зависимости от того, на балансе какого подразделения (или головной организации) оно числится (смотрите письма Минфина России от 10.05.2011 N 03-03-06/2/77, от 13.11.2010 N 03-03-06/2/193, от 03.08.2010 N 03-03-06/1/513, от 30.09.2008 N 03-03-06/2/131, ФНС России от 14.04.2010 N 3-2-10/11). Также в расчет включается стоимость ОС, переданных организацией в аренду (письмо УФНС России по г. Москве от 21.06.2010 N 16-15/064582@).
При невозможности определения места фактического использования амортизируемого имущества применительно к конкретному обособленному подразделению, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 23.01.2017 N 03-03-06/1/3007, остаточную стоимость этого имущества стоит учитывать при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества головной организации.
Таким образом, недвижимость, находящаяся как вне места нахождения головной организации, так и вне места нахождения обособленного подразделения, в рассматриваемом случае в расчете удельного веса будет учитываться в качестве амортизируемого имущества головной организации, а также включаться в стоимость амортизируемого имущества в целом по организации.
Поскольку по месту постановки организации на налоговый учет принадлежащего ей указанного недвижимого имущества отсутствует обособленное подразделение, оснований для уплаты налога на прибыль в местный бюджет (по территории нахождения недвижимого имущества — ИФНС 14) не возникает (смотрите письма Минфина РФ от 15 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/427, от 23 сентября 2005 г. N 03-06-01-04/376, УФНС России по г. Москве от 17 июля 2006 г. N 20-12/62877, Управления МНС по г. Москве от 7 октября 2004 г. N 23-10/1/64443).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Косарева Ираида
В организации выплата зарплаты происходит 5 числа, аванса 20 числа. Организация планирует выплатить зарплату (которая должна быть выплачена 5 января), уплатить страховые взносы и НДФЛ в конце года. Последний рабочий день в организации 27 декабря.
Может ли организация уплатить страховые взносы и НДФЛ 27 декабря? Или уплатить их можно только 29 декабря? Если организация уплатит страховые взносы и НДФЛ в конце года, то когда необходимо направить уведомление?
Согласно абзацу 3 п. 9 ст. 58 НК РФ в отношении сумм налогов на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговыми агентами за период с 23 декабря по 31 декабря, уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов представляется не позднее последнего рабочего дня года (то есть в декабре 2023 года не позднее 29.12.2023).
Именно не позднее указанной даты, то есть можно перечислить налог и подать уведомление раньше, то есть, например, 27.12.2023.
В отношении досрочной уплаты страховых взносов НК РФ не содержит правил. То есть не будет противоречить НК РФ уплата страховых взносов, начисленных за декабрь 2023 года, также в декабре.
Налоговая служба в связи с этим пояснила, что в случае уплаты в декабре 2023 страховых взносов за декабрь одновременно с оплатой нужно направить в налоговый орган Уведомление по страховым взносам в отношении уплаченных сумм с кодом отчетного периода 34/03 (смотрите, например, https://www.nalog.gov.ru/rn91/ifns/ifns_yalta/info/14149149/).
То есть по данным такого уведомления перечисленная сумма по страховым взносам будет зарезервирована до срока их уплаты 29.01.2024 (с учетом выходного дня).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил
Ответ прошел контроль качества
Исполнитель заключил договор о технологическом присоединении к газопроводу. Заказчик на основании п. 1 ст. 782 ГК РФ отказался от договора в одностороннем порядке. Исполнитель просит возместить расходы в размере стоимости разработанной проектной документации.
Должна ли сумма данного возмещения облагаться НДС?
Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ).
В письме Минфина России от 22.02.2023 N 03-07-07/15317 поясняется следующее.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Но поскольку в случае одностороннего отказа от исполнения договора об оказании услуг такие услуги не оказываются, суммы денежных средств, получаемые исполнителем услуг, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.
То есть сумма возмещения расходов, которую получит исполнитель в данном случае, не связана с реализацией услуг и НДС не облагается.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил
Ответ прошел контроль качества
Актуальна ли налоговая ставка по акцизам на подакцизные товары с 01.01.2024 на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением пива, вин (кроме крепленого (ликерного) вина)), виноматериалов (кроме крепленого вина наливом), фруктовых вин, произведенных за пределами территории Российской Федерации (фруктовые вина), плодовой алкогольной продукции, игристых вин, включая российское шампанское, а также за исключением винных напитков, произведенных за пределами территории Российской Федерации (винные напитки), виноградосодержащих напитков, плодовых алкогольных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного вина)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 18 процентов ставка акциза составит 643 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
В период с 1 января по 30 апреля 2024 года включительно для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов до 18 процентов ставка акциза также составит 643 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
В период с 1 мая по 31 декабря 2024 года включительно для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов до 18 процентов ставка акциза определяется как отношение 141 рубля к объемной доле этилового спирта в подакцизном товаре в абсолютной сумме за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
Обоснование вывода:
Ставки акцизов по разным видам подакцизной продукции устанавливаются, как правило, на трехлетний период.
В частности, так ставки установлены для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин (кроме крепленого (ликерного) вина), виноматериалов (кроме крепленого вина наливом), фруктовых вин, произведенных за пределами территории Российской Федерации (фруктовые вина), плодовой алкогольной продукции, игристых вин, включая российское шампанское, а также за исключением винных напитков, произведенных за пределами территории Российской Федерации (винные напитки), виноградосодержащих напитков, плодовых алкогольных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного) вина) (подп. 11 п. 1 ст. 193 НК РФ).
Так, Федеральным законом от 14.07.2022 N 323-ФЗ для данной алкогольной продукции были установлены ставки:
— с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно 613 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре;
— с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно 638 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре;
— с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно 664 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
Однако фактически ставка, установленная на период с 1 января по 31 декабря 2024 года в размере 638 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, применяться не будет. Она пересмотрена Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ и согласно ему в период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно составит 643 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
Однако именно на весь указанный период такая ставка будет применяться только в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 18 процентов.
Это уточнение внесено в подп. 11 п. 1 ст. 193 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2023 N 539-ФЗ.
Для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов до 18 процентов установлена особая ставка на период с 1 мая по 31 декабря 2024 года включительно. В это время она определяется как отношение 141 рубля к объемной доле этилового спирта в подакцизном товаре в абсолютной сумме за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
Эта ставка установлена только на период с 1 мая по 31 декабря 2024 года включительно (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2023 N 539-ФЗ).
То есть и для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов до 18 процентов в период с 1 января по 30 апреля 2024 года будет применяться ставка 643 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил
Ответ прошел контроль качества
ИП на УСН (доходы, 6%) оказывает услуги иностранным компаниям. Доход поступает в иностранной валюте. Затем ИП с определенной периодичностью продает эту валюту.
Например, 01.12.2023 поступило 1000 долларов США. Курс ЦБ на 01.12.2023 — 88,5819 руб. 20.12.2023 ИП продал валюту по курсу 91 руб.. Курс ЦБ на 20.12.2023 — 90,0870 руб.
Согласно п. 2 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту.
Какая дата перехода права собственности на иностранную валюту имеется в виду в п. 2 ст. 250 НК РФ: дата, когда валюта поступила за услуги и возникло право ею распоряжаться, или дата, когда валюта была продана банку?
Какое из определений дохода / внереализационного дохода верно:
1) доход в целях исчисления УСН определяется по курсу ЦБ РФ на дату зачисления средств на транзитный счет, то есть 1000 х 88,5819 = 88 581,9 руб.;
2) внереализационный доход в целях исчисления УСН в виде положительной курсовой разницы как разница 1000 х (91 — 90,0870) = 913 руб.;
3) внереализационный доход в целях исчисления УСН в виде положительной курсовой разницы как разница 1000 х (90,0870 — 88,5819) = 1505,1 руб.;
4) внереализационный доход в целях исчисления УСН в виде положительной курсовой разницы как разница 1000 х (91 — 88,5819) = 2418,1 руб.?
В данном случае под датой перехода права собственности следует понимать дату реализации налогоплательщиком валюты банку. То есть из четырех приведенных вариантов правильным следует считать второй.
Организация, применяющая УСН, поступившую валютную выручку учитывает в составе доходов на дату фактического получения денежных средств от контрагента (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ). На основании п. 3 ст. 346.18 НК РФ доходы организации, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату получения указанных доходов.
Но в дальнейшем переоценка имущества в виде валютных ценностей в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю не производится, курсовых разниц не образуется (п. 5 ст. 346.17 НК РФ). До момента реализации валюты банку.
Валютно-обменные операции не признаются реализацией товаров (работ, услуг) (подп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ). Организация не признает выручку от реализации валюты при ее продаже банку.
В то же время организации, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и п. 2 ст. 248 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Поэтому упрощенец на основании подп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ включает в состав доходов положительную курсовую разницу.
Эта разница рассчитывается согласно п. 2 ч. 2 ст. 250 НК РФ. В этом пункте говорится о курсовой разнице, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту.
При получении валюты от контрагента не происходит ее продажи. Таковая имеет место только при реализации валюты налогоплательщиком банку.
Таким образом, организация, применяющая УСН, включает в состав доходов разницу, образовавшуюся в связи с превышением курса продажи валюты банку над курсом, установленным Банком России.
Эта позиция подтверждается в письме Минфина России от 15.01.2020 N 03-11-11/1310.
Также в письме Минфина России от 22.06.2021 N 03-11-06/2/48987 прямо указано: у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения и продающего иностранную валюту по курсу выше установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту, образуется положительная курсовая разница в виде разницы между курсом продажи иностранной валюты банку и официальным курсом, установленным Банком России, которая учитывается в составе доходов на основании п. 1 ст. 346.15 НК РФ (текст письма можно найти в сети Интернет).
Арбитражной практики по данной операции не обнаружено. Очевидно, что указанный подход представляется бесспорным.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил